#Наука в России
Сотрудники факультета глобальных процессов МГУ обратились к проблеме создания более объективного индекса качества жизни. Главной особенностью нового индекса, в отличие от имеющихся (индексы качества жизни, рассчитанные аналитиками журнала The Economist, International Living Legatum Prosperity Index, а также широко известный Индекс человеческого развития (ИЧР)), является идея о том, что качество жизни тем выше, чем в большей степени удовлетворены фундаментальные потребности человека. Для определения таких фундаментальных потребностей учеными была использовалась теория А. Маслоу, на основе которой была сформирована «пирамида» потребностей следующего вида:
физиологические потребности;
потребность в безопасности;
любовь, общение, принадлежность к социальной группе;
уважение, признание, престиж;
самовыражение, творчество;
самоактуализация.
Для каждого вида потребностей были выбраны показатели, которые характеризуют степень их удовлетворения (или, напротив, неудовлетворения). Полученные результаты могут быть использованы для создания системы показателей, соответствующей задачам наступающей исторической эпохи, когда качественные характеристики становятся приоритетнее характеристик экстенсивного роста любой страны мира. Результаты работы опубликованы в монографии под редакцией Springer «Reconsidering the Limits to Growth. A Report to the Russian Association of the Club of Rome». Исследования проводились в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы (НОШ) МГУ «Математические методы анализа сложных систем» (проект № 23А-Ш05−03).

Первым уровнем «пирамиды» являются физиологические потребности, которые заключаются в потребности в еде, воде, размножении и т. п., т. е. те, удовлетворение которых необходимо для каждого человека в первую очередь. Для характеристики данной группы были выбраны показатели младенческой смертности и ожидаемой продолжительности жизни. Будучи важными показателями, они отражают наличие возможности полноценного существования человека.

Для характеристики второго уровня «пирамиды» — потребности в безопасности — используются следующие показатели: число преднамеренных убийств, смертность от загрязнения окружающей среды. Эти показатели отражают наличие угроз жизни человека как от прямых действий других людей, так и от загрязнений окружающей среды.

Третий уровень «пирамиды» потребностей включает в себя потребности в любви и в общении. Потребности такого рода лучше всего реализуются в семье, т. е. когда человек вступает в брак и создает семью, где имеются любовь, забота, совместная деятельность. В большинстве случаев разведенные или холостые личности не чувствуют удовлетворенность от образа жизни и стремятся завести семью. Ввиду этого обстоятельства для характеристики данной потребности был выбран показатель зарегистрированных браков и разводов.

Четвертый уровень иерархии потребностей А. Маслоу включает потребность в уважении, в личных достижениях, в признании со стороны окружающих. Качество жизни прямо связано с удовлетворением данной потребности, однако, как в международной, так и в национальной статистике, сложно найти показатель, который охарактеризовал бы удовлетворение потребности в уважении. Для характеристики успешности / неуспешности трудовой деятельности человека были выбраны следующие показатели: интенсивность ведения бизнеса, уровень безработицы.

На пятом уровне «пирамиды» А. Маслоу располагается потребность в самовыражении, в творчестве. Показателем того, насколько много людей в обществе занимаются творческой деятельностью, является количество исследователей, а также среднее количество лет обучения, поскольку от уровня образования зависит возможность заниматься творческой деятельностью.

На последнем уровне иерархии потребностей ученые поместили потребность в самоактуализации. Показателем обеспеченности этой потребности является то, насколько сам человек удовлетворен своей жизнью и считает себя счастливым. Это интегративная и субъективная оценка. Ее отражает так называемый индекс счастья, определяемый на основе социологических опросов представительных выборок населения в различных странах мира.

Следует отметить, что до середины ХХ века понятие «качества» воспринималось как сугубо философская категория, однако сегодня оно является предметом научных изысканий в самых различных сферах, среди которых экономические и политические науки. Анализ успешности развития стран и уровня их геополитического влияния требует учета новых категорий, среди которых в полной мере может быть измерение качества жизни. Предложенная методология является российским подходом среди многочисленных уже подходов к разработке межстранового индекса качества жизни.

Расчеты показывают отставание стран БРИКС от группы ведущих экономик мира. Однако вместе с тем, рассмотрение динамики движения значений индекса позволяет выявить тенденцию роста у России и Китая на фоне наблюдаемого снижения значений у стран Большой семерки. Китаю и России удалось достичь показателей уровня Италии, что уже является большим достижением.

Более детальное рассмотрение динамики изменения значений индекса относительно 2001 года демонстрирует тенденцию стабилизации и снижения значений качества жизни в странах G7 (за исключением Германии) на фоне бурного роста значений индекса в Росии и Китае.

Сопоставление рейтингов, полученных на основе разработанного индекса LQI и индекса ИЧР, индекса журнала The Economist, а также Индекса процветания Института Легатум, показало, что индекс качества жизни LQI имеет достаточно высокий уровень корреляции с этими наиболее известными и широко используемыми в международной практике индексами. Ближе всего он к Индексу процветания Института Легатум (R2=0,736), при составлении которого используется более 90 показателей и результатов опросов, охватывающих разные стороны жизни населения, при этом индекс LQI более прозрачен, поскольку его показатели четко привязаны к конкретным потребностям людей.

По мнению научного сотрудника факультета глобальных процессов МГУ Д. М. Мусиевой, «индекс LQI, как и другие индексы качества жизни, — это лишь начало важной работы над созданием системы показателей, соответствующей задачам наступающей исторической эпохи, когда качественные характеристики становятся приоритетнее характеристик экстенсивного роста».