Международный коллектив, в который вошел доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Николай Поярков, предложил вернуть в систематику живых организмов категорию подвида, редко используемую в последнее время. Она позволяет отнести к разным категориям организмы, которые, хотя и относятся к одному виду, имеют некоторые генетические и морфологические – то есть внешние – отличия. Возрождение подвидов поможет избежать описания слишком большого числа мелких, трудно различимых видов и эффективнее выявлять группы живых организмов, которые требуют охраны. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале PNAS.
Сейчас на Земле открыто свыше миллиона видов живых организмов, но большая часть разнообразия жизни остается неизвестной науке (по оценкам биологов, около триллиона видов – преимущественно микроорганизмов, грибов и насекомых). Многие известные виды неоднородны и представлены несколькими географическими популяциями – группами генетически схожих особей, проживающими на одной территории. При этом разные популяции обычно не скрещиваются между собой из-за того, что географически изолированы друг от друга. Однако если особи из разных популяций по каким-то причинам пересекутся, они смогут дать плодовитое потомство.
«Некоторые исследователи считают, что любая популяция, которая хоть немного отличается от других, должна быть описана как самостоятельный вид. Как правило, это делается из благих побуждений: чтобы придать популяции официальный статус и тем самым обеспечить ее сохранение, например, если она находится под угрозой исчезновения», — рассказал руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Николай Поярков. Однако у этого подхода есть и негативные последствия. Описание большого числа популяций в качестве отдельных видов приводит к так называемой «таксономической инфляции», то есть обесцениванию понятия «вид» и постоянному изменению списков видов. Это негативно сказывается, например, на природоохранном статусе живых организмов, поскольку создает путаницу с тем, какие именно популяции наиболее уязвимы и какие из них представляют собой «настоящие» виды, нуждающиеся в охране. Поэтому существует необходимость в более четком различении видов и более мелких систематических единиц.
Биологи из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва) с коллегами из Нанкинского лесотехнического университета (Китай) и Университета имени Я.А. Коменского в Братиславе (Словакия) предложили использовать для этой цели «вышедшее из моды» понятие подвида. Хотя подвид и считается единственной официально признанной категорией рангом ниже вида, в последние десятилетия он используется все реже из-за отсутствия четкого определения, которое было бы признано специалистами всего мира.
Авторы статьи предлагают в качестве подвидов рассматривать достоверно различающиеся, но все еще генетически совместимые линии в составе видов. Возрождение понятия «подвид» позволит, с одной стороны, формально описывать биологическое разнообразие и присваивать научные названия отдельным уникальным популяциям животных и растений. Это, в свою очередь, необходимо для их занесения в Красные книги и разработки мер сохранения этих популяций. С другой стороны, более широкое применение концепции подвида помешает искусственному увеличению числа «новых видов», позволит сдержать «таксономическую инфляцию» и поможет стабилизировать систематику.
«Предложенный нами подход позволит полнее учитывать биологическое разнообразие Земли, избегая при этом описания излишнего количества новых видов. Кроме того, он будет способствовать сохранению биоразнообразия на разных уровнях – как видовом, так и внутривидовом – и разработке более адекватных мер по охране редких и исчезающих организмов. Так, например, выделение новых подвидов может помочь сохранить сокращающиеся популяции, которыми ранее пренебрегали из-за того, что у них не было четкого систематического статуса», – подвел итог Николай Поярков. В качестве примера того, как выделение подвидов может помочь сохранить биоразнообразие, авторы привели исследование популяций балканской чесночницы (Pelobates balcanicus), недавно проведенное греческими биологами. Этот вид бесхвостых земноводных широко распространен в юго-восточной Европе, при этом на территории Греции существует отдельная популяция, численность которой последние 40 лет неуклонно сокращалась. Вероятно, это было вызвано тем, что животное не находится под охраной, ведь этот вид имеет большой ареал за пределами Греции, а значит, как считалось, ему не грозит исчезновение. Однако, если бы не усилия местных натуралистов по исследованию и описанию отдельного подвида балканской чесночницы, это земноводное, так и не находясь под наблюдением ученых, могло бы полностью исчезнуть.