Москва Изменить
    ПОДРОБНЕЕ О МЕРОПРИЯТИИ
    Лекция | Офлайн
    будет интересно всем
    Москва
    09 октября 2022
    16:00 — 16:45
    Область знаний:
    • Гуманитарные науки
    Мероприятие уже прошло

    Поделиться:

    Центральная площадка, Москва

    Шуваловский корпус МГУ

    Москва, Ломоносовский проспект, 27, корпус 4, аудитория В5
    Участники
    Бородкин Леонид Иосифович

    зав. кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ

    член-корреспондент РАН
    доктор исторических наук

    Великий Сибирский путь – главный инфраструктурный проект Российской империи

    Планы о строительстве железнодорожной магистрали, которая могла бы соединить европейскую и азиатскую части Российской империи, приобрели практическую значимость в 1870-х гг., когда были начаты соответствующие изыскания. В 1890 г. по инициативе Александра III Особое совещание решило вопрос о будущем Сибирской железной дороги. Окончательное решение о постройке Великого Сибирского рельсового пути было утверждено рескриптом Александра III в марте 1891 г., а начальным пунктом пути в Сибирь стал Челябинск. Закладка Великого Сибирского пути произошла 19 мая 1891 г. Известная фотография запечатлела наследника цесаревича Николая Александровича с первой тачкой земли для возведения здания вокзала г. Владивостока.

    И строительство Транссиба, и сама железная дорога сыграли значимую роль в экономическом и социально-демографическом развитии Сибири и Дальнего Востока в конце XIX – начале XX в. Длина магистрали составила 9288 км – это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути – Яблоновый перевал – находится на высоте 1019 м над уровнем моря.

    Изучение истории этого масштабного инфраструктурного проекта позволяет ответить на целый ряд вопросов. Как удалось построить такую протяженную магистраль, пересекающую десятки рек и горные местности, за столь короткое время? Почему затраты на строительство одной версты Транссиба различались на семи участках дороги весьма сильно – до восьми раз? Как поезда преодолевали Байкал в первые годы эксплуатации Транссиба, до пуска Кругобайкальской железной дороги? Как ввод в действие Транссиба повлиял на переселенческое движение из губерний Европейской России в Сибирь? Какие изменения произошли в торговле с Китаем в результате строительства и эксплуатации дороги? Современные цифровые технологии открывают новые перспективы для изучения пространственных аспектов истории Транссиба. Среди них, например, использование ГИС-карт Транссибирской железнодорожной магистрали или различных открытых картографических сервисов, в том числе дающих доступ к спутниковым снимкам Земли.