Множество и индивидуация: к социальной истории Срединного царства в Китае
В лекции д.и.н., проф. Тамканского университета (Тайвань) В.В.Малявина в новой перспективе рассматривается природа человеческой социальности и культурной практики в странах Дальнего Востока. Особое внимание уделяется китайской традиции, отражению данной проблематики в ее известных древних и средневековых сочинениях. Будет продемонстрировано, как вместо привычной оппозиции «индивид–общество» в дальневосточной цивилизации реализуется дихотомия «множество–индивидуация», в свете которой основой социума оказывается двуединство семьи и школы как форм человеческой социализации, а отличительной чертой человечества вместо самосознания в его различных формах становятся коллективность («соотнесенность» с другими) и способность к учению и совершенствованию. Таким образом, сам феномен множественности приобретает в китайской традиционной культуре антропологическое измерение. Для описания социума, основанного на таком двуединстве и на указанном восприятии коллективности как «соотнесенности», вводятся понятия «типовой формы» практики, лежащей в основе образования, а также «совместности», «согласия», «телесного знания», синергии и др. То есть множественность в подобном формате восприятия сводится к эмпирическому опыту человеческой личности, трактуется и интерпретируется через этот опыт. Памятники китайской религиозно философской мысли содержат многочисленные примеры указанной «редукции». В ходе лекции будут приведены соответствующие примеры из древних и средневековых китайских текстов. Концепция, на которой основан материал лекции, опирается на ряд положений западной социологии – в частности, на понятия «имитации» Габриеля Тарда и «трансиндивидуальности» Жильбера Симондона. Предполагается показать результативность этих положений применительно к изучению истории, особенно любых проявлений феномена множественности в антропосоциальных практиках. Используемый в лекции подход к описанию социума применим не только к изучению дальневосточных обществ, но может иметь универсальное значение.