Москва Изменить
    ПОДРОБНЕЕ О МЕРОПРИЯТИИ
    Лекция | Офлайн
    абитуриенты, студенты, взрослые, специалисты
    Москва
    07 октября 2023
    12:30 — 14:30
    Область знаний:
    • Гуманитарные науки
    • Общественные науки
    Мероприятие уже прошло

    Поделиться:

    Своя площадка

    Москва, Ломоносовский проспект, 27, корпус 4, аудитория Г-309
    Участники
    Винокуров Владимир Васильевич

    Доцент

    Доцент
    доктор философских наук

    Мифы и образы психологии глубин

    Античность, решая вопрос о возникновении космоса, отталкивалась от египетского представления о первостихиях, сталкивалась с вопросом: какая стихия была первой? Из чего все началось? Первое философское объяснение дает Фалес (ок. 625 – 547 до н.э.) из Милета: “начало всего есть вода”. Он полагал, что «Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение». Без божественной силы, пронизывающей Вселенную, этот процесс не идет.
    В Средние века вопрос получил антропологическое прочтение. Средневековую мозаику пола Атриума испанского монастыря Монтсеррат (первое упоминание монастыря IX век, атриум – XVIII век), часто сравнивают с куполом римского Пантеона. В центре пола атриума находится черная матовая мраморная вставка, которая напоминает знаменитую дыру в куполе Римского Пантеона. Если ее смачивает дождь, а атриум не имеет крыши, она становится зеркальной поверхностью, отражающей небо. Это – древнее алтарное место, Престол Богородицы. Известно, что 25 марта 1522 года Игнатий Лойола провел перед ним в молитве всю ночь, приняв решения о духовном служении и закончив карьеру военного. От центрального черного круга по периметру крестом расположены четыре чаши, основаниями к центру, из которых изливается вода в следующий круг с мозаикой рыб и морских животных. По его периметру расположена надпись: «Крещеные, рожденные в воде, подобно рыбам, поймут смысл причастия». По внешнему периметру расположены двенадцать треугольников, продолжения сторон которых образуют ячейки сети или паутины, с увеличивающимся к периферии периметром. Человек, стоящий лицом к алтарю, оказывается пойман сетью. Христианское прочтение образа мозаики пола, опирается на текст Евангелия: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк.1: 16 – 17). Для того, чтобы достичь неба, необходимо погрузиться в воду. Но чтобы выжить в воде надо стать рыбой.
    В современности вопрос о первоначале поставлен эволюционно и психологически. В психологии глубин Шандор Ференци продолжает параллелизм онто- и филогенеза эволюционной концепции Ламарка. В отличие от Фрейда он говорит не о влечении к матери, а о влечении к морю, к богине Талассе. Тяга к морю - свидетельство генетической памяти эволюции и воспоминание древней катастрофы. Это воспоминание филогенеза исхода живых существ на сушу. В онтогенезе это воспоминание о травме рождения.