Миф и символ в литературе русского модернизма
Лекция посвящена неомифологическому сознанию и его отражению в культуре и искусстве русского «серебряного века», а также мифу как метаязыку искусства рубежа 19-20 веков и его реализации в художественном творчестве. Миф активно используется в литературе модернизма как инструмент художественной организации материала. Модернисты противопоставляли рационалистическому, аллегорическому восприятию мифа предшествующей эпохи свободную, поэтическую игру художника, живое, некнижное отношение к мифологическому материалу.
Миф трактуется как символический первообраз тем, значимых во все времена, с его помощью представляется возможным выйти за рамки конкретно-исторических и временных параметров. Объектом мифологизирования оказываются не только «вечные» темы (любовь, жизнь, смерть), но и коллизии современной действительности. При этом в роли мифа может выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого.