Москва Изменить
    ПОДРОБНЕЕ О МЕРОПРИЯТИИ
    Лекция
    будет интересно всем
    Москва
    13 октября 2019
    12:00 — 13:00
    Область знаний:
    • Гуманитарные науки
    Мероприятие уже прошло

    Поделиться:

    119992, Москва, Ломоносовский проспект, 27, корпус 4
    Участники
    Медяков Александр Сергеевич

    доцент

    «Культура» и «цивилизация» как смысл Первой мировой войны в открытках 1914–1918 годов

    Почтовая открытка и, в частности, ее использование в полемике вокруг таких центральных понятий идеологического противостояния, как «культура», «цивилизация», «варварство», сыграли важную роль в пропагандистском обеспечении Первой мировой войны. Открытки занимали видное место не только как чрезвычайно распространенное средство коммуникации между фронтом и тылом, но и как поставщики визуальных образов и пропагандистских посланий доступным способом и в понятной для простого солдата форме. Открытки были более оперативным средством коммуникации между фронтом и тылом благодаря своей большей открытости для цензуры всех уровней. Изображения их лицевых сторон вносили дополнительную смысловую нагрузку в общение не только адресанта и адресата, но и представителей всей цепочки лиц, обеспечивавших это сообщение. Особенно важна предоставляемая открыткой и единственная в своем роде возможность увидеть непосредственный отклик на тот или иной визуальный образ, в том числе пропагандистский. Немецкие открытки оправдывали действия Германии в войне посредством отсылок к особому характеру культуры этой страны и дискредитации противников путем опровержения их претензий на защиту европейской цивилизации. Открытки стран Антанты – в частности, Франции – проводили четкое различие в понимании «культуры» и «цивилизации» и предлагали трактовку действий Германии как «культурного варвара», отвергая претензии немцев на культурное превосходство. Для объяснения превращения Германии из многолетнего культурного ориентира во врага российские открытки опирались на идею «двух Германий», противопоставляя «старую», культурную Германию «новой», милитаристской. Особенно охотно для дискредитации противника пропаганда всех стран использовала фигуру «дикаря», однако ее трактовки существенно различались. В целом открытки сыграли значительную и часто недооцениваемую роль в ходе пропагандистской борьбы за понимание и трактовки Первой мировой войны.

    загрузка карты...