главный инженер-разработчик, Лаборатория геймификации Сбера
Этическое измерение геймификации
Уже более 10 лет геймификацию не только внедряют, но и изучают. При этом наряду с оптимистичным голосом апологетов, настаивающих, что именно в геймификации следует искать решение назревших проблем современности, с самого начала присутствует и пессимистичный голос. Речь о критиках, настаивающих, что геймификация – это лишь новый способ обмана людей во имя реализации не самых благих целей.
Обычно эти голоса не пересекаются. Одни создают модели и изучают их эффективность. Другие критикуют, особо не вдаваясь, о каких именно моделях идет речь (критика, как правило, направлена на геймификацию в целом, а не на конкретные способы ее внедрения и использования). Тем не менее, указание на неэтичность – это серьезное обвинение, которое нуждается в осмыслении и обсуждении.
На лекции будут рассмотрены основные аспекты геймификации, вызывающие у критиков опасения. Будет показано, какие модели геймификации действительно подпадают под критику и почему. Кроме того, будет затронута тема этичной геймификации, от появления которой выиграют все - как пользователи, так и создатели и заказчики геймификационных систем.