Рассмотрены причины потери работоспособности поверхностей трения в подшипниковых узлах, выделены основные типы дефектов. Проанализированы основные требования к качеству и точности изготовления посадочных поверхностей втулочных и вкладышных подшипников скольжения. Представлены результаты исследования по взаимодействию поверхностей трения в соединениях с зазором и натягом с помощью гармонического анализа. Выведено уравнение радиального биения с учетом отклонения формы базовых поверхностей, углового расположения граней призм и точки контакта наконечника измерительного датчика. Определено влияние нутационного движения оси на инверсию контакта поверхностей и формирование фактической площади контакта. Рассмотрены проблемы взаимодействия поверхностей трения с различными типами направления микронеровностей шероховатости поверхностей. Проанализировано влияние гармонических составляющих некруглости и нецилиндричности на формирование НДС поверхностных слоев деталей в соединениях с натягом