Единственная в мире Глобальная роботизированная сеть телескопов МАСТЕР МГУ открыла оптическое излучение GRB 190114C гамма-всплеска и первой измерила его поляризацию. Результаты работы опубликованы в журнале Американского астрономического общества The Astrophysical Journal.

Гамма-вплеск – это необычайно яркое превращение массивной быстровращающейся звезды в чёрную дыру. Совместная работа команды Глобальной сети МАСТЕР МГУ и иностранных учёных посвящена результатам исследования уникального гамма-всплеска GRB 190114C (14 января 2019 года), от которого кроме гамма-, оптического и рентгеновского излучения удалось зарегистрировать космические лучи с энергией больше, чем в Большом адронном коллайдере. Два из восьми телескопов Глобальной сети МАСТЕР МГУ, расположенных на Канарах и в Южной Африке, практически одновременно первыми увидели свет погибающей звезды. Надо отметить, что именно МАСТЕР МГУ первым навёлся на этот гамма-всплеск и измерил его поляризацию в четырёх плоскостях. Были открыты новые поляризационные свойства оптического излучения гамма-всплеска.

«Телескопы МАСТЕР лидируют в мире по самым ранним наблюдениям гамма-вслесков. Но наши телескопы не просто навелись первыми — нам удалось снять вспышку в четырёх поляризационных фильтрах. В целом случилась уникальная в истории оптической астрономии вещь: два телескопа, расположенных в разных полушариях планеты, одновременно навелись на один объект. Мы мечтали об этом 17 лет. Кроме того, этот объект очень короткоживущий (всего несколько минут). В этот раз мы наблюдали один из самых интересных гамма-всплесков XXI века. Достаточно сказать, что по результатам наблюдения за ним за прошедший год вышло около 20 статей, некоторые были опубликованы в Nature», – рассказал руководитель роботизированной сети телескопов МАСТЕР МГУ профессор Владимир Липунов.

С 2015 года МАСТЕР МГУ постоянно подключён к ведущим физическим экспериментам мира и быстрее всех реагирует на источники гравитационных волн, нейтрино сверхвысоких энергий, быстрых радио- и гамма-всплесков. Это более тысячи наблюдений в год. Каждый из восьми роботов-телескопов МАСТЕР напоминает «супербинокль» (две трубы) весом почти полтонны. Но двух поляроидов недостаточно, чтобы определить поляризацию излучения, – можно только дать нижнюю оценку. Поляроиды же южноафриканского и канарского телескопов специально повернуты на 45 градусов, что позволило провести наблюдения одного из самых ярких гамма-всплесков GRB 190114C.

Фото. Студент астрономического отделения физического факультета Даниил Власенко возле телескопа МАСТЕР (Канарские острова, Испания). Власенко – соавтор более десятка научных статей, в том числе в Nature. Владимир Липунов/МГУ