Тэги:
s7

Мартин Полякофф дал интервью S7: "Таблица Менделеева самый мощный маркетинговый образ химии"

Британский ученый, популяризатор химии Сэр Мартин Полякофф дал интервью бортовому журналу S7 о Международном годе Таблицы Менделеева.

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов. В октябре пройдет Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+, основной темой которого станет таблица Менделеева и популяризация химии. Журнал S7 встретился с известным британским ученым-химиком, популяризатором химии Сэром Мартином Полякофф и обсудил вопросы "устойчивой" химии, Чернобыльскую катастрофу, выход на YouTube и красоту таблицы Менделеева

Как вам удавалось поддерживать столь высокий уровень русского языка на протяжении жизни, и помогает ли язык устанавливать связи с российской наукой?

Мой отец родился в Москве. После смерти Ленина они с моим дедом переехали в Англию. Моя мама была англичанкой и совсем не говорила по-русски. Я начал изучать русский язык только в 14 лет в школе и разговаривал на нем в основном с бабушкой. У меня довольно старомодный русский язык, но все же это действительно полезно в укреплении связей. Без этого знания было бы очень трудно общаться с русскими учеными.

Вы когда-то занимались научной дипломатией. В каких научных коллаборациях вам удалось поучаствовать за это время?

В течение пяти лет (2011-2016) я был одним из вице-президентов Лондонского королевского общества, поэтому связи с Россией были важной частью моей работы. Научная дипломатия - это умение установить связь между учеными разных стран вне зависимости от политической ситуации между ними. Во время моего срока самым интересным примером была коллаборация между британскими и северокорейскими геологами. В Северной Корее есть вулкан Пэкту, который извергается каждые 1000 лет. Последнее извержение было как раз около 1000 лет назад, и наши геологи пытались понять, как действует вулкан. Это был удачный проект с точки зрения науки, и я на тот момент подписывал договор между странами.

Международный год таблицы Менделеева – что это значит для мирового научного сообщества?

Кстати, предложение сделать такой Год к 150-летию от первой публикации таблицы было моей инициативой. Три года назад я послал письмо президенту Международного союза чистой и прикладной химии, очень известному русскому профессору Наталье Тарасовой, и мою идею поддержали. Этот Год дает возможность всему научному сообществу проводить профильные мероприятия, обсуждать актуальные проблемы и популяризировать таблицу и химию как науку в школах и университетах. Какие были или предстоят, на ваш взгляд, самые интересные проекты, связанные с таблицей в рамках этого Международного года?

Пожалуй, самый интересный проект сделали в Испании, в окрестностях Барселоны. Один из наших бывших студентов теперь преподает химию в школе. Он вместе со своими учениками выстроил на футбольном поле большую периодическую таблицу, каждый элемент которой представлял собой коробку с продуктами. Еду из коробок отдавали в пользу малообеспеченных людей и семей. Это замечательный пример интеграции науки не просто в обычную жизнь, но и в благотворительность, и к тому же умелый прием, чтобы взрастить интерес учеников к науке в целом.

Может ли периодическая таблица элементов расширяться благодаря новым технологическим возможностям?

Конечно, любой виток научного развития открывает новые возможности. И, к слову, еще один хороший пример научной дипломатии - это I сотрудничество Объединенного института ядерных исследований I в Дубне и Oak Ridge National Laboratory в США с целью создания новых I элементов. Например, последний 118-й элемент таблицы был открыт I благодаря этой коллаборации и назван "оганесон" - в честь академи-I ка Юрия Цолаковича Оганесяна. Чтобы создать такие сверхтяжелые I элементы, надо соединить тяжелые и легкие. Для 118-го элемента необ-I ходимо было синтезировать элементы 98 (Californium) и 20 (Calcium). Для этого из Калифорнии в Дубну были поставлены специальные образцы калифорниума, где оганесон синтезировали с помощью очень редкого изотопа - кальция. Чтобы синтезировать новые элементы -119-й и 120-й, которые пока не существуют, - нужно иметь более чувствительное оборудование. И в Дубне уже строят новый завод для синтеза подобных сверхтяжелых элементов.

Может ли таблица расширяться до бесконечности?

Нет, но есть много теоретиков, которые пытаются предсказывать, например, что самым тяжелым будет 172-й элемент. Но я считаю, что ни на моем, ни на вашем веку ученые не смогут синтезировать этот элемент.

Существует множество арт-проектов по таблице Менделеева. Также элементы таблицы появляются и в поп-культуре, например на постерах сериала Breaking Bad. Многие находят в ней своеобразную красоту и вдохновение. Как вы думаете, в чем она?

Таблица Менделеева - самый мощный маркетинговый образ химии как науки, но 50 лет назад о ней знали исключительно ученые. Только в одной моей комнате сейчас находится масса предметов мерчендайзинга - галстук, кружка, халат, визитные карточки. Я очень рад такому положению вещей, ведь этот образ популяризирует сам себя. А гениальность таблицы в том, что это очень гибкая система классификации, суть которой можно объяснить простому человеку не от науки за достаточно короткое время.

Я читала, что вам подарили самую маленькую в мире таблицу Менделеева?

Да, это была некая шутка - на день рождения мне подарили один из моих волос, на поверхности которого была выгравирована таблица Менделеева. Это было сделано в нашем наноцентре с помощью пучка ионов галлия. Кстати, она попала в Книгу рекордов Гиннесса 2010 года как самая маленькая в мире.

Вы активно занимаетесь вопросом "зеленой" химии. Расскажите подробнее, что вы делаете в этом направлении?

Цель "зеленой", или "устойчивой", химии - это разработка новых процессов производства необходимых для жизни химических веществ, материалов, в том числе лекарств, которые уменьшат или совсем избавят это производство от токсичных отходов и реагентов, выбрасываемых в атмосферу. Одно из важных для меня направлений - замена растворителей. Обычно растворители в химической промышленности сделаны из нефти, они легко воспламеняемы и довольно токсичны.

Вместо них мы употребляем сверхкритические жидкости. Это сжатые газы с высоким давлением и плотностью - более чистые, чем обычные растворители. Самое новое направление - фотохимия. Это химия, где вещества создаются с помощью солнечного света. Строятся "солярные" химические заводы, на которых употребление химических веществ гораздо ниже, а количество отходов меньше.

Насколько сильно именно химические выбросы влияют на глобальное потепление?

Главный негативный эффект с точки зрения глобального потепления - это то, что химические лаборатории употребляют много энергии, связанной с выбросом С02. При работе с химией постоянно используются вентиляционные вытяжки. Особенно это ощутимо зимой, когда холодно и через вытяжку идет теплый воздух. Мы в Ноттингеме построили уникальную углеродно-нейтральную лабораторию, которая полностью сделана из дерева. Когда здание сделано из бетона, в его производстве применяется громадное количество углерода, а в случае с деревом такого нет. В течение последующих 20 лет мы будем до нуля сокращать потребление углерода и вполовину - потребление энергии.

Что вы можете сказать о трагедии в Чернобыле? Были ли вы когда-либо озабочены тем, что может случиться подобная химическая катастрофа?

Я читал много книг о Чернобыле, но новый сериал еще не посмотрел. Я думаю, что сама по себе химическая авария - редкое явление. Сейчас главная проблема в том, что население планеты увеличивается и остается все меньше ресурсов - полезных ископаемых, нефти и так далее. Самая главная задача, которая стоит перед химией сегодня, - производить больше химических веществ с тем же самым количеством исходного материала, при этом минимизировав количество отходов.

Я называю эту проблему "вопрос Робина Гуда": как мы можем обеспечить бедных, не грабя богатых? Сегодня очень многие задаются вопросом устойчивого развития. Что вы лично делаете каждый день и какой вклад вносите не только как ученый, но и как человек? Мы с женой ездим от дома до работы на трамвае, а не на машине, стараемся употреблять меньше электроэнергии. Я использую какие-то вещи несколько раз, например пластиковые бутылки. Храню их в своем офисе, чтобы напоминать себе и всем, какая это важная проблема.

Вы ведете YouTube-канал (Periodic Videos), у которого 2 миллиона подписчиков. Для ученого важно интегрироваться в современные реалии – заводить аккаунты в соцсетях и транслировать через них свои идеи и наработки?

На самом деле канал не мой. Идея его создания принадлежит моему талантливому коллеге - видеожурналисту Бреди Харану. Я скорее выступаю актером, а наш лаборант проводит эксперименты. Я думаю, популярность канала в том, что у меня вид "сумасшедшего ученого" и мы доходчиво доносим материал. Благодаря этому проекту я посещаю любопытные места: например, склад золота в Банке Англии, где я видел две тысячи тонн золота за раз, завод по обработке алмазов в Москве, а также лабораторию в Казани, где в 1844 году был открыт элемент рутений. Я считаю важным транслировать исследования и научные факты - люди должны понимать, что происходит в науке, зачастую от этого зависит их жизненный уклад. Но есть масса способов доносить это, помимо социальных сетей.

Вы занимаетесь очень многими научными аспектами. Какой области своих научных интересов вы уделяете все же больше времени и почему считаете это важным?

Для меня все области важны, но, в конце концов, самое важное - преподавание химии для будущего поколения. Никогда не знаешь, принесут л и в действительности пользу научные исследования, но преподавание - полезно безусловно.

***