II Международная конференция «Инженерная культура: от школы к производству» состоялась на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики».

Организаторы конференции:

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Группа компаний «Ros-group»

Группа компаний «Экзамен»

Конференция была проведена при участии коллег из университета Нью-Йорк, США; представителей компаний  Vernier; National Instruments и Texas Instruments.

Партнёры конференции:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»

Курганский институт развития образования и социальных технологий

Российская ассоциация образовательной робототехники

Программа «Лифт в будущее»

Всероссийский фестиваль науки

Информационные спонсоры:

Издательство «Школьная пресса»

«Всероссийский интернет-педсовет»

Журнал «Все для образования»

В Конференции принимали участие представители субъектов Российской Федерации (педагоги-практики, директора образовательных учреждений разного типа и вида, работники среднего, дополнительного и высшего профессионального образования).

Основная идея конференции:

Повышение престижа инженерно-технических специальностей и популяризация предметов естественно-научного цикла должны осуществляться системно, через все уровни и ступени образования, на базе современного оборудования и передовых технологий.

В адрес конференции поступили приветствия:

1. Министерства образования и науки Российской Федерации.
 
2. Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Председатель  комитета по образованию Санкт-Петербурга Воробьёва Жанна Владимировна в своём приветствии сделала акцент на том, как в школах Санкт-Петербурга идёт организация образовательной среды, способствующей проектной деятельности учащихся. Ею в частности отмечено: «… В Санкт-Петербурге делается многое для создания в школах образовательной среды, способствующей проектной деятельности учащихся, пробуждению, поддержке и стимулированию их интереса к инженерным специальностям при выборе дальнейшего образовательного маршрута. Это развитие робототехники, инженерного 3D-моделирования, проведение дистанционных олимпиад и многое другое. Прежде всего, следует сказать о том, что в рамках реализации в Санкт-Петербурге федерального проекта модернизации общего образования в 2013 году для развития этих направлений в каждом из 18 районов Санкт-Петербурга выбрано по одному учреждению, в которые закуплены нанотехнологические комплексы…».

В конце выступления Жанна Владимировна  поздравила участников с началом конференции и пожелала всем плодотворной работы.

 

Приветственное слово от Министерства образования и науки Российской Федерации озвучила Ярцева Инна Павловна, начальник отдела Департамента информационной и региональной политики.

Инна Павловна подчеркнула, что «… министерство поддерживает и настаивает на внедрении в процесс образования инновационных образовательных технологий».

Она также отметила, что Конференция должна придать импульс развитию  взаимодействия различных структур общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования в деле популяризации инженерно-технических специальностей.

С приветственным словом и докладом к участникам Конференции обратился Сергей Константинович Стафеев - заведующий кафедрой физики, декан естественно-научного факультета, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

В своем выступлении Сергей Константинович сделал обзор деятельности университета в области популяризации инженерно-технических специальностей среди школьников и молодёжи.

Сергей Константинович в частности отметил, что для этого необходимо повышать познавательную мотивацию школьников уже на ранней ступени образования. Более того он отметил, что надо не просто внедрять новое оборудование и новые технологии в образовательный процесс. Необходимо соединять между собой образование и развлечение. Именно такой подход, по его мнению, способен мотивировать школьников на изучение предметов естественно-научного цикла до достижения ими  возраста 12-13 лет.

В конце выступления Сергей Константинович обозначил формулу мотивации повышения инженерно-технического образования среди школьников, «те активности, которые смогут стать дополнительным элементами, поскольку только в комплексе используя современные интернет технологии, используя пограничные вещи на грани науки и искусства, используя сочетание образования и развлечения, мы можем решить наиболее важную задачу мотивации к получению инженерно-технических специальностей…».

Андрей Бондович Бакурадзе, проректор по образовательной деятельности Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров продолжил развивать мысль о мотивации инженерно-технических специальностей среди школьников и молодёжи, остановившись на проблеме повышения квалификации учителей с учётом требований ФГОС. Андрей Бондович отметил, что прежде чем организовать образовательный процесс с учётом применения современного оборудования и информационных технологий учитель должен сам овладеть этими инструментами. Он также привёл пример лучших практик и предложил пути интеграции всех образовательных систем в целях развития инженерной культуры.

Выступление Андрея Бондовича Бакурадзе было дополнено Криволаповой Ниной Анатольевной, проректором Курганского института развития образования и социальных технологий. В своем выступлении она остановилась на итогах работы «Малой академии наук» (региональная целевая образовательная программа Курганской области). Наиболее важным результатом работы Нина Анатольевна считает растущую популярность инженерно-технических специальностей среди школьников Курганской области.

Об особенностях развития промышленности и предпринимательства в Санкт-Петербурге участники конференции узнали из доклада Прохоровой Лидии Александровны, Президента Ассоциации содействия развитию предпринимательства «Санкт-Петербургский межрегиональный информационно-деловой центр «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ».

В своем выступлении Лидия Александровна остановилась на проблеме кадров для предпринимательства Санкт-Петербурга. Она также отметила, что «… преследуя цель популяризации инженерно-технических кадров, необходимо держать связь с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово- промышленной палатой России, Общественной организацией «Деловая Россия» и Общественной организацией «Опора России». Именно эти четыре организации системно рассматривают вопросы образования. Сами участвуют в этом процессе, финансируют создание новых учебных заведений…».

В конце своего выступления Лидия Александровна рассказала об опыте коллег из Республики Кыргызстан.

О работе по всестороннему развитию и продвижению новых информационных технологий в сферах образования и науки России участникам конференции рассказал директор Федерального государственного автономного учреждения
«Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» Казаков Кирилл Вячеславович.

Кирилл Вячеславович обозначил пути информатизации всех форм учебного процесса, научной, научно-производственной и административной деятельности через создание  «Единой информационно-образовательной среды (ЕИОС)». Также Кирилл Вячеславович, заострил внимание участников конференции на «Электронном обучении» в рамках которого необходимо создавать качественные электронные учебники, электронную библиотеку для школьных учебников, библиотеку электронных учебных пособий с 3D-технологии и технологии дополненной реальности.

О результатах работы с одарёнными детьми и российской молодёжью при выборе будущей профессии, поддержке технического творчества и научных исследований, опыте социализации детей участникам конференции рассказала Шайхутдинова Анна Рифатовна, директор по развитию сети программы «Лифт в будущее».

Анна Рифатовна обозначила проблему старения кадров на предприятиях (средний возраст 55 лет). Решение этой проблемы, по её мнению, лежит в плоскости популяризации инженерно-технических специальностей. Анна Рифатовна отметила, как именно АФК «Система» и непосредственно сама программа «Лифт в будущее» решает эту проблему. В частности Анна Рифатовна заявила, что в следующем году программа «Лифт в будущее» открывает 5 летних школ на базе Тюменской, Калужской, Ярославской и Свердловской областей, а также на территории Хабаровского края и пригласила всех желающих принять участие в содействии развитию этой программы.

О работе при подготовке специалистов инженерно-технических специальностей на уровне среднего профессионального образования доложил координатор образовательных проектов National Instruments в СЗФО Алексей Витальевич Майзель.

Алексей Витальевич остановился на решении вопросов интеграции всех участников образовательных систем для формирования системности при подготовке инженерной культуры, а также представил инструменты, на базе которых готовят современных инженеров.

В рамках конференции были организованы и проведены 5 семинаров и 10 мастер-классов. Каждый из участников посетил 2 мастер-класса (методический и практико-ориентированный).

Участникам были представлены семинары ведущих отечественных и мировых методистов-практиков, в том числе:

1.     Семинар Ирины Ефимовны Люблинской, Ph.D. Professor of Mathematics and Science Education School of Education College of Staten Island, City University of  New York (профессор Кафедры методики педагогического факультета Колледжа Статен Айланд Городского Университета Нью- Йорка). Ирина Ефимовна рассказала участникам конференции о программе «STEM», она также сконцентрировала внимание участников на новых стандартах среднего естественно-научного образования в США». Ирина Ефимовна продемонстрировала эксперименты с применением современного интерактивного оборудования и передовых информационных технологий.

2.     Семинар Песелиса Алексея Александровича, начальника отдела перспективных разработок компании «Ros-group». В ходе Семинара участникам был представлен доклад «3D- технологии в образовательном процессе». Участники были ознакомлены с наработками компании в области 3D-технологий, а также организована их демонстрация.

3.     Семинар Майзеля Алексея Витальевича, координатора образовательных проектов National Instruments в СЗФО. В ходе Семинара участники были перемещены на площадку Технического колледжа управления и коммерции, где на базе современных учебных лабораторий состоялся обмен опытом представителей учреждений среднего профессионального образования.

4.     Семинар Шалова Владимира Леонидовича, генерального директора ООО «Экзамен-Медиа». Владимир Леонидович рассказал участникам семинара о роли современного цифрового и интерактивного оборудования в учебной деятельности учителя. В ходе семинара участникам были продемонстрированы возможности оборудования и предложены методики внедрения инструментов в учебный процесс.

5.     Семинар Тетерина Николая Ивановича, доктора экономических наук, директора по развитию компании «Ros-group». Семинар был проведен на территории Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Основной вопрос семинара «Мы применяем инновационные средства обучения, а вы?». Отвечая на поставленный вопрос участники семинара делились опытом внедрения современного оборудования и информационных технологий между собой.

Также участникам были предложены Мастер-классы:

- методические - «Новые педагогические технологии - современному учителю» (6 мастер-классов);

- практико-ориентированные - «Инновационные средства обучения и их применение в педагогической практике» (4 мастер-класса).

Ведущими мастер-классов выступили известные педагоги-практики Российской Федерации:

Виктория Анатольевна Самкова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории методики начальной школы Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (ИСМО РАО), автор учебников «Окружающий мир» (1-4 кл.), «Естествознание» (5-6 кл.), учебника по экологии (5-9 кл.) и пособий по внеурочной деятельности.

Сергей Владимирович Лозовенко, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета, учитель физики лицея №1501 г. Москвы.

Денис Михайлович Жилин, кандидат химических наук, доцент Московского института открытого образования, учитель химии школы №192 г. Москвы. Автор учебно-методического комплекта по химии издательства «Бином  лаборатория знаний» для 8-9 классов, заочного курса химии окружающей среды и других книг. Член Американского химического общества и Европейского сообщества наук о Земле.

Владимир Васильевич Пасечник, доктор педагогических наук, профессор, вице-президент и академик-секретарь отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования, действительный член (академик) Международной педагогической академии, член-корреспондент РАЕН. Автор учебников по биологии и экологии, ведущий специалист в области методики преподавания.

Александр Александрович Капитонов, инженер кафедры систем управления и информатики НИУ ИТМО.

Дмитрий Алексеевич Павлов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, педагог дополнительного образования ФМЛ №30.

Сергей Алексеевич Чепинский, кандидат технических наук , доцент НИУ ИТМО.

Максим Васильевич Васильев, президент Российской ассоциации образовательной робототехники, председатель российского оргкомитета World Robot Olympiad.

Константин Владимирович Ермишин, аспирант МГТУ имени
Н.Э. Баумана.

Александр Александрович Бондаренко, технический директор ООО «Экзамен-Технолаб».

В рамках конференции состоялся заключительный этап конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе-2013».  В ходе заключительного этапа конкурса были проведены:

- Демонстрация экспериментов

- Защита проектов

- Награждение победителей

По итогам защиты жюри отметило следующие работы:

Ершов Михаил Георгиевич «Магнитная лаборатория: автоматизированный школьный эксперимент» (учитель физики и информатики, МАОУ СОШ №135 г. Пермь).

Русина Полина Сергеевна «Искусственное освещение и фотосинтез»  (ученица 11 кл., участница летней школы «Лифт в будущее»).

Кибалина  Наталья Петровна «Исследование радуги с помощью датчика Vernier и Lego – робота» (учитель физики, ГБОУ лицей 1557, г. Москва).

Светлана Анатольевна Еременко «Измерение температуры тела» (учитель информатики, МБОУ «Благовещенская СОШ №2», Алтайский край, Благовещенский район).

Роговцева Жанетта Петровна «Робот-сурдопереводчик» (педагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Центр детского творчества», ЯНАО, г. Надым).

Итоги конкурса представлены на странице сайта http://ros-group.ru/static/complex/-rus-common-konkurs-complexmaterial41589_201044

 

По итогам конференции была принята резолюция.

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я:

1. Образовательным учреждениям, промышленным предприятиям, бизнесу, социальным институтам продолжать работу по повышению престижа инженерно-технических специальностей и популяризации предметов естественно-научного цикла.

2. Высшим учебным заведениям и учреждениям развития образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования  при комплектации учебных лабораторий рекомендовать использование решений компаний Ros-group, «Экзамен-Медиа» и «Экзамен-Технолаб», National Instruments.

3. При формировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся использовать различные методы групповых занятий, включая проведение школьных, межшкольных, межрегиональных школьных, международных школьных соревнований, с использованием современных средств обучения, в том числе выше представленных компаний.

4. Создать инициативную группу для разработки модели функционирования Ресурсно-технического центра в Санкт-Петербурге и осуществить её апробацию и адаптацию на базе образовательных учреждений различных типов и видов.

Работа центра будет основана на взаимодействии всех заинтересованных структур, включая образовательные учреждения общего,  дополнительного и профессионального образования, а также производственные предприятия и бизнес. Ресурсно-технический центр обеспечит:

·          профессиональную ориентацию школьников и молодёжи с учётом повышения престижа инженерно-технических специальностей и популяризации предметов естественно-научного цикла; 

·          выявление и сопровождение детей, выбирающих в качестве своей профессиональной деятельности инженерно-технические специальности, и организацию выстраивания их индивидуальной образовательной траектории от школы к производству;

·          организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с учётом инженерно-технической направленности.