Сегодня в Парке «Зарядье» проходит Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий. Форум проводится в рамках инициативы «Наука рядом» Десятилетия науки и технологий.
Участники дискуссии «Новые форматы популяризации: как превратить научное мероприятие в незабываемый опыт?» обсудили эффективные форматы популяризации науки.
Профессор кафедры вирусологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Никитин: «Лекции и другие форматы научных мероприятий должны мотивировать слушателей, особенно школьников и их родителей, к дальнейшему самостоятельному изучению темы, например, к чтению научно-популярной литературы. Важно не просто передать информацию, а вызвать интерес и желание узнать больше. Формат "Бранч с ученым", с неподготовленными вопросами и ответами, хорошо подходит для живого и интересного взаимодействия с аудиторией».
Заместитель начальника Управление международного сотрудничества РАН Наталья Цивадзе: «Многолетняя работа с наследием Менделеева показала, что популяризация науки через разнообразные форматы, включая фестивали, конкурсы и лекции, эффективна и востребована как среди школьников и учителей, так и среди широкой публики. Особое внимание уделяется представлению Менделеева не только как химика, но и как разносторонней личности, что позволяет привлекать к участию представителей разных областей знаний, включая гуманитарные науки. Встречи в научных институтах и музеях дают участникам возможность увидеть перспективы для будущей научной карьеры».
Главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров: «В основе любого формата популяризации науки, от детской радиопередачи до научной статьи, лежит интересная история или "крючочек", который цепляет внимание аудитории и побуждает интересоваться наукой. Даже небольшой факт может стать основой для разных форматов. Задача популяризаторов науки — донести сложные научные знания в доступной и увлекательной форме, превращая их в захватывающие истории, которыми хочется делиться. Поиск таких историй — ключ к успешной популяризации науки».
Заместитель начальника управления программ и проектов «Российского научного фонда» Мария Михалева: «Для популяризации науки важно идти в ногу со временем и использовать разнообразные форматы, адаптированные к современной медиасреде. Успешные примеры — интерактивные выставки с необычными экспонатами (например, светящиеся растения или искусственное ухо), научные шоу (например, молекулярный бар), фотозоны и интерактивные карты, научно-популярные видеогиды и реалити-шоу. Важную роль играет мерч, который служит напоминанием о научных проектах. Необходимо экспериментировать с форматами и искать новые способы заинтересовать аудиторию наукой».
Заместитель генерального директора по развитию и внешним связям АНО «Дирекция выставки достижений «Россия» Александр Молчанов: «Национальный центр "ВДНХ", как часть инициативы "Десятилетие науки и технологий", стремится к партнерству с организациями, работающими в сфере популяризации науки. Для коммуникации с широкой аудиторией эффективны экспозиции, которые должны быть не только физически доступны, но и превращены в онлайн-ресурсы (3D-туры). Важны нестандартные подходы, например, выставки, связывающие научную фантастику и реальные изобретения, или художественные экспозиции, отражающие взгляд художников на будущее. Также эффективны конкурсы (например, конкурс видеоэссе "Мечты о будущем") и проекты, направленные на продвижение лауреатов президентской премии (например, проект "Открываем миры"). Для успешной организации научных мероприятий важно привлекать значимых акторов, сотрудничать с другими организаторами, искать нестандартные подходы, тестировать гипотезы и адаптироваться к меняющимся условиям».
«Для успешного проведения научно-популярных мероприятий важно не только привлекать квалифицированных спикеров, но и заботиться об их интересе и вовлеченности. Необходимо разнообразить форматы мероприятий, чтобы они были интересны как аудитории, так и самим преподавателям/спикерам. Ключевым моментом является обеспечение прямого контакта между спикером и аудиторией, например, через совместные эксперименты, квизы или интерактивные выставки. Такой подход позволяет сделать мероприятие более эффективным и запоминающимся для всех участников», – Мария Сидорова, заместитель директора департамента коммуникаций РХТУ им. Д.И. Менделеева.