Как на мозг человека влияет постоянное использование цифровых устройств? Сколько времени ребёнку можно проводить в социальных сетях? Как помочь ему избежать опасностей, связанных с погружением в цифровую среду?
Ответы на эти и многие другие, волнующие современных родителей, вопросы дала в ходе лекции декан факультета журналистики МГУ академик РАО Е.Л. Вартанова. Выступление состоялось на площадке Российской академии образования на Всероссийском фестивале НАУКА 0+.
«Большинство людей сегодня можно назвать людьми медийными, познающими мир через медиа, формирующими свой жизненный опыт с помощью медиа, и которые своей средой реализации выбирают медиа. Нам нужно понимать, как в этих условиях научить детей "жить" в социальных сетях», – рассказала Е.Л. Вартанова.
Она обратила внимание на те опасности, которые возникают не только перед ребёнком, но и перед взрослыми, когда они погружаются в цифровую среду: чрезмерное увлечение виртуальным миром может мешать развитию в реальном, постоянная многозадачность негативно сказывается на эффективности и продуктивности труда, на памяти и творческих способностях, погружает человека в состояние негативного стресса, «съедает» время отдыха и приводит к бессоннице, сокращает кругозор и круг общения в реальном мире, снижает двигательную активность и целеустремленность.
Е.Л. Вартанова отметила, что виртуальная среда даёт и много возможностей детям и подросткам: она становится пространством для саморазвития, делает поиск и обработку информации удобными, позволяет расширить школьные знания, упростить знакомство и общение с людьми.
Лектор обратила внимание на то, что в этих условиях возникает опасность бесконтрольного распространения подростком информации о себе. Задача родителей – научить своего ребёнка правильно взаимодействовать с медиасредой. Как это сделать? Е.Л. Вартанова даёт следующие рекомендации:
- подавайте ребёнку положительный пример, отказываясь от цифровых устройств во время семейного общения;
- разговариваете с детьми об использовании технологий;
- знакомьте ребёнка с механизмами работы мозга, рассказывайте о возможных негативных эффектах;
- указывайте на существующие опасности цифровой среды;
- используйте на устройствах функцию "родительский контроль";
- следите за тем, чем занимают ребёнка няни, бабушки и тети, когда вы оставляете его с ними;
- ищите родителей-союзников в борьбе за цифровую независимость детей;
- организовывайте медиапотребление ребёнка, внедряя рациональный режим дня.
«Мы должны помнить, что свобода, в том числе свобода в социальных медиа, – это уважение других и забота о себе», – добавила Е.Л. Вартанова.