#Новости о Фестивале

Прямо сейчас на ВДНХ проходит Всероссийский форум организаторов научно-популярных мероприятий. Форум проводится в рамках инициативы «Наука рядом» Десятилетия науки и технологий.

В рамках дискуссии «Научно-технические музеи как место притяжения молодежи» популяризаторы поговорили о развитии научных музеев и продвижении науки в институциях.

Константин Фурсов, научный директор экспозиции «Десятилетие науки и технологий» на выставке-форуме «Россия», доцент-исследователь Университета ИТМО, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию:

«К нам приходят разные люди, и они замечают разное. Действительно, музеев про науку должно быть больше – разных и по формату, и по степени вовлечения, и по тематикам. Потому что наука как алмаз, у нее очень много разных граней, и каждого привлекает что-то свое».

Лидия Лобанова, директор Музея криптографии, рассказала о том, как была разработана экспозиция музея:

«Мы не думали о том, как показать сложную криптографию. Первые два месяца нашего проектирования мы потратили на то, чтобы нащупать, зачем человеку вообще знать про криптографию. Что в ней такого, какую человеческую задачу, какую проблему, какой запрос она может решить. И мы провели социологическое исследование – сделали форум с группой: со школьниками, с подростками, со школьными учителями, с родителями, с молодыми взрослыми, с людьми постарше. Обратная связь, которую мы получили: “Криптография – это что-то про криптовалюты или КГБ. Про современную науку я в музей не пойду, потому что музей – это про старое и пыльное”. Довольно обескураживающая история, но мы все равно приняли этот вызов. <...> И мы поставили человека в центр».

Вера Павлова, заместитель генерального директора по науке и научно-просветительской деятельности Политехнического музея:

«Что касается просветительской деятельности, речь идет о задаче привить интерес у молодого поколения, школьников к российской науке. Поднять в их глазах престиж науки. За счет чего это можно сделать? За счет рассказа о биографиях, истории изобретателей, ученых. Ведь у нас помимо Русского географического общества (РГО) и Российского исторического общества (РИО), есть, например, и Российское химическое общество (РХО). Про РГО многие школьники знают, а про физико-химию, химию школьникам мало рассказывают. А это же целое движение, в котором участвуют многие выдающиеся химики. <> Я уверена, что и в других сферах науки есть такие исторические проекты, про которые мы можем рассказывать школьникам. И кто-то из них обязательно заинтересуется биографией и историями успеха, и, возможно, придет сначала в музей, потом в лабораторию. Наша задача – это проложить этот путь через раннюю профориентацию от школьной скамьи до лаборатории, технологической компании».

Мария Есаева, заместитель директора центра коммуникаций Госкорпорации «Росатом»:

«Самое важное в организации научно-популярных мероприятий – это сотрудничество, маркетинг и бизнес-подход. Это то, чего, исключительно по моему личному мнению, очень сильно недостает классическим, музейным, тяжеловесным институциям, когда каждый живет в своем домике, со своими учеными мужами, трудами и развивается в своей среде. Как показывает бизнес-практика, любые фестивали, в которых, наверняка, все из нас принимают участие, вся сила заключается в сотрудничестве, партнерстве и кооперации.

Я, например, активно выступаю за то, чтобы был обмен образовательными программами и знаниями, потому что у всех нас здесь примерно одна миссия – сделать сложное простым. Это вот крайне популярный такой тезис, значит, просвещение через развлечение, потому что наша задача дать человеку соприкоснуться с чем-то большим и сложным, а еще убедить его в этот момент в том, что это на самом деле не так сложно и не так страшно».

Рябухина Татьяна, директор по развитию музея занимательных наук «Экспериментаниум»:

«Фактически мы из музея сделали такую точку завихрения, вокруг которой водятся различного рода научно-популярные, художественные, просто научные проекты. В основном, все это держится на интересе, энтузиазме и профессионализме людей, которые участвуют в таких проектах. Наш кейс очень хорошо масштабируется, к нам постоянно приезжают представители других научно-исследовательских институтов Российской академии наук, перенимают опыт. Конечно, необходимо понимание руководства института, что такие практики необходимы. То есть, если есть искреннее одобрение со стороны директора института и его ближайшего заместителя, то все получится. Если не будет, то ничего не получится».