3 декабря на II Конгрессе молодых ученых представители научного сообщества, государственной власти и бизнеса встретились на особой сессии, которая посвящена детям и нашему будущему. Эксперты обсуждали проект «Научные детские площадки». Одноименная инициатива входит в Десятилетие науки и технологий. Предполагается, что в ряде регионов России будут построены детские площадки с научным уклоном. Они начнут «погружать» ребят в мир академических достижений и открытий с самого раннего возраста. На таких площадках детям в игровой форме расскажут о достижениях отечественной науки и работе учёных. Спикеры обсуждали, как прийти к тому, чтобы Университет для самых маленьких появился в каждом дворе и стал точкой притяжения для детей и их родителей.
«Это очень интересный взгляд на городскую среду. Проект будет способствовать не только вовлечению детей в науку, но и в целом обогащению городской среды: сделает ее разнообразной. Проект интересен не только детям, но и взрослым. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выступит соратником и партнером», - заявил Джемал Элдарович Сурманидзе, руководитель управления нормативно-методической работы федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» федерального автономного учреждения «Проектная дирекция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». Джемал Элдарович подчеркнул, что к выбору места для размещения площадок нужно подходить рационально и создавать подобные объекты не только в больших городах и центральных парках, но в маленьких поселках.
Проект действительно является инновационным. Информацию о развитии российской науки и особенностях профессии ученого детям доставят практически домой. В планах строительство площадок, которые бы рассказывали о научной карьере и разработках в самых разных сферах: от физики и химии до экологии и космоса. На II Конгрессе молодых ученых был представлен прототип детской научной площадки. Его смогли увидеть и оценить 3000 молодых ученых, которые приняли участие в работе Конгресса.
«С помощью научных детских площадок можно вовлекать в науку дошкольников. Мы спрашивали у ребят в детском саду, кто такой ученый и чем он занимается. Дети сказали, что ученый – этот тот, кто много учится, может что-то починить или изобрести. Мы работаем в верном направлении и наши старания не напрасны», - считает Татьяна Васильевна Мамонтова, ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Татьяна Васильевна предложила ввести наличие научных детских площадок в качестве показателя в рейтинге научно-технологического развития региона, чтобы заинтересовать местные власти. «Производителям я хочу посоветовать предлагать такие научные детские площадки, которые будут учитывать специфику региона. Тогда мы с самого раннего возраста будем вовлекать детей в науку и помогать поступать в местные ВУЗы, а не уезжать за физикой в столицу», - заключила Татьяна Васильевна.
«Важно, чтобы игровая площадка осталась игровой. Не менее важно, чтобы существовала целая линейка площадок, которые соответствуют интересам и возрасту ребенка. Как учителю биологии, мне было бы интересно увидеть площадку в виде клетки, чтобы познавать науку не только на макроуровне, но и развивать пространственное мышление», - поделился Иван Алексеевич Смирнов, кандидат биологических наук, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию, директор гимназии Святителя Василия Великого.
Роман Александрович Камаев, заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты», оператора Десятилетия науки и технологий, выразил полную готовность поддержать проект: «Мы продолжим активно вовлекать преподавателей, ученых, детей в процесс создания научных детских площадок и организуем полную административную поддержку проекту. Наши совместные действия сформируют спрос и этот спрос повлияет на доступность научных детских площадок».
«Состоялся первый диалог ученого сообщества и производителей. Теперь мы можем объединиться и услышать друг друга, – подвела итог куратор инициативы «Научные детские площадки» Дарья Викторовна Бессуднова. – Мы все заняты одним большим общим делом: чтобы научная детская площадка стояла в каждом дворе и каждой школе. У нас амбициозные задачи, с которыми мы можем справиться только вместе».