В рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Наука и общество: среда доверия» на Конгрессе молодых ученых состоялась сессия «Экстремальный путь в науку. Будущие ученые – в экспедициях в Арктику, на Дальний Восток, Байкал».
Плавучие университеты – российская образовательная технология, основанная на формуле «Обучение-через-исследования». Она позволяет будущим ученым – геологам, биологам, химикам, океанологам – и будущим специалистам производственных компаний еще во время учёбы присоединиться и прочувствовать какая напряженная, но романтичная, увлекательная работа их ждет. Готовы ли они к участию в исследованиях на борту научно-исследовательских судов в суровых условиях Арктики, Атлантики и Тихом океане, в изменчивой Балтике, на Каспии и Черном море, на Байкале или на Волге? Как будет организована студенческая научная школа, предваряющая экспедиции? Каков будет отбор студентов и молодых ученых на научные суда и какова специфика запланированных экспедиций? Каковы перспективы плавучих университетов? На эти вопросы ответили участники сессии.
В дискуссии приняли участие: доцент кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых геологического факультета, директор учебно-научного центра Юнеско-МГУ по морской геологии и геофизике МГУ имени М.В. Ломоносова Григорий Ахманов, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Шабалин, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией геологии Атлантики Атлантического отделения Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук Лейла Баширова, ведущий эксперт Института стратегического развития Арктики Олег Минчук, ведущий инженер кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов Института Мирового океана Дальневосточного федерального университета Олеся Рутенко, заместитель заведующего кафедрой термогидромеханики океана МФТИсковск физико-технический, руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук» Наталья Степанова.
Модератором сессии выступил заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус.
Григорий Ахманов, доцент кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых геологического факультета МГУ: «В прошлом году наша группа пополнилась очень сильным коллективом, который укрепил арктическое направление. В этом году мы собираемся в Карское море, больше судно, океаническое плавание. МГУ, по большей части, специализируется на геолого-геофизических и геохимических работах. Мы занимаемся осадками, верхними донными отложениями, циклом, который происходит на границе вода-море, вода-дно. Это геологический спектр наук. Этим мы будем заниматься в Арктике, это будет уже четвертый сезон возрожденных больших рейсов. Также мы надеемся продолжать уже восьмой сезон нашей экспедиции на Байкале – это последняя отшлифовка будущих начальников экспедиции, выпускников Плавучего университета».
Григорий Ахманов ещё студентом, в 1993 году, пошёл в свой первый рейс Плавучего университета. Программа только набирала обороты, проект по сути только стартовал. Через несколько лет Ахманов, уже в качестве опытного молодого учёного, возглавлял большой отряд экспедиций и принимал самое активное участие в их подготовке и организации. В последние годы Григорий Ахманов руководит программой.
«Можно гордиться, что программа Плавучий университет “Обучение-через-исследования”, инициированная и окрепшая в МГУ благодаря стараниям профессора Михаила Константиновича Иванова, получила мировое признание, была названа лучшей научно-образовательной программой Сектора науки ЮНЕСКО и Межправительственной океанографической комиссии. За более чем тридцатилетнюю историю Плавучего университета геологическим факультетом МГУ было организовано и проведено 22 больших международных морских экспедиций и 7 экспедиций на озере Байкал. Более 1000 студентов и ведущих учёных из 27 стран за эти годы стали членами большой семьи выпускников Плавучего университета», – рассказал Григорий Ахманов.
Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ: «Если мы говорим про то, что такое Плавучий университет и зачем он нужен, то для нас это, прежде всего, система подготовки кадров, потому что этот вопрос становится все острее и острее. Хорошо, что была налажена система производства судов, но кто будет на них работать? И тут классический университет, на самом деле, не поможет, потому что это академический курсы, краткие практики. Это, на мой взгляд, довольно большая проблема. В этом отношении Плавучий университет – уникальная система для подготовки кадров, где можно подготовить действительно высококачественного, квалифицированного специалиста, который сможет выполнять сложные задачи уже с последних курсов бакалавриата».