Залогом развития научно-технологического суверенитета страны является системная работа с максимально возможным количеством талантливых школьников. Такой тезис высказала 3 декабря руководитель образовательного фонда «Талант и успех», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева в ходе сессии «Изобретая будущее», которая состоялась в рамках инициативы «Школьники в научно-технической деятельности» на II Конгрессе молодых ученых.
Говоря об опыте работы Федеральной территории «Сириус», Елена Шмелева подчеркнула, что задачей проекта стало расширение охвата, выход за пределы спецшкол, в которых таланты уже собраны: «Мы сразу отказались от принципа квотирования. Сюда приезжают дети, которые при других обстоятельствах здесь бы не оказались». Причем, речь идет не только об общем, но и о среднем профессиональном образовании, и об Университете «Сириус». «Мы строим город вокруг “Сириуса”», – подчеркнула спикер.
Отвечая на вопрос о системном охвате школьников, участник сессии, научный руководитель химического факультета МГУ, вице-президент РАН Степан Калмыков обозначил для такой работы три целевые аудитории: «Первая целевая аудитория – сами школьники. Для них важна комбинация яркой и красивой науки и серьезного содержания, чтобы не скатиться в нечто бессодержательное. И в “Больших вызовах”, с которыми мы плотно работаем, это реализовано прекрасно.
Вторая аудитория – это родители. Для них важна широкая популяризация науки, которая позволит им правильнее сориентировать их детей.
Третья аудитория – это учителя. Иначе что бы мы ни делали, все равно приходят дети из одних и тех же школ. Ни один учитель ни в одной из самых отдаленных деревень не должен быть покинутым, и здесь роль Академии наук должна быть очень большой».
Огромный ресурс, по словам Степана Калмыкова, – профессора РАН. Это молодые люди с горящими глазами, которые готовы ездить по школам и показывать им, что ученые – это успешные люди во всех отношениях, которые действительно создают будущее. Такой механизм действует в базовых школах РАН, и этот проект можно легко масштабировать, отметил академик.
Говоря о проектной деятельности, научный руководитель химфака подчеркнул: «Весь комплекс обсуждаемых сегодня мероприятий направлен на формирование будущих ученых. Но очень важно, что, глубоко погружаясь в проектную деятельность, школьники не должны забывать о широком системном образовании, без которого будущие ученые просто не смогут полностью охватить решаемую проблему».