Научная политика

1 декабря в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Школьники в научно-технической деятельности» на Конгрессе молодых ученых прошла сессия «Развитие инженерного и технологического образования в региональных школах». На мероприятии обсуждались вопросы развития сектора отечественных высоких технологий и импортозамещения для обеспечения технологического суверенитета, возросшей потребности в квалифицированных кадрах и вовлечения детей в качестве кадрового потенциала в высокотехнологичные области, где они увидят перспективы занятия научно-технологической деятельностью. 

Участники говорили об инструментах для улучшения социально-образовательной среды в регионах, механизмах, которые могут стимулировать развитие школьного образования, и создании полноценной системы мотивации региональных властей для внедрения новых образовательных программ. 

В дискуссии приняли участие директор Университетской гимназии МГУ Александр Леонтович, первый заместитель министра просвещения России Александр Бугаев, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов и другие. Модератором сессии выступила первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова.

Александр Леонтович, директор Университетской гимназии МГУ: «Исследовательская и проектная деятельность должна стать основой методологии инженерного образования, помимо тех предметных знаний, которые, безусловно, нужны. В развитии проектной деятельности я вижу три главных проблемы: первая – подготовка руководительских работ; вторая – развитие инфраструктуры; третья – это стимулы, которые даются администрации, учителям и родителям в реализации проектной деятельности».

Сама инициатива ДНТ «Школьники в научно-технической деятельности» поддерживает центры научно-технического творчества, кванториумы, IT-кубы, научные смены в летних лагерях, а также образовательные курсы и учебные проекты в самых разных научных сферах: от разработки спутников до биотехнологических решений в сельском хозяйстве, от археологической практики до программирования.

Ключевые проекты инициативы: проведение интенсивных профильных программ «Сириуса» по направлению «Наука» и «Сириус.Лето», а также создание научных смен в детских лагерях. В 2022 году в рамках таких смен состоялись соревнования по пяти направлениям: «Просветительский хакатон», «Интеллектуальный квест», «Лингвистическая игра», «Добрые дела» и «Культурная викторина». 

На выставке «Инициативы Десятилетия» от проекта «Школьники в научно-технической деятельности» представлена, в частности, платформа для всенаправленного движения. Она работает как беговая дорожка, однако по ней можно двигаться в любую сторону. Это позволяет найти для устройства самое широкое применение: от игр с VR до медицинских исследований. Разработчиками платформы стали одиннадцатиклассники – Михаил Сатлейкин (на данный момент студент физфака МГУ имени М.В. Ломоносова) и Павел Кузнецов (сегодня – студент МГТУ им. Н.Э. Баумана). Они занимались разработкой на базе СУНЦ МГУ. 

Посетители также увидели гусеничную платформу, которую создал одиннадцатиклассник Егор Ляхов (сейчас студент физфака МГУ). Это устройство на радиоуправлении, которое беспрепятственно добирается в труднодоступные и опасные места. Такое изобретение может помочь избежать рисков при работе в сложных условиях. Проект Егора реализовался на площадках Лаборатории научного творчества и СУНЦ МГУ. 

Кроме того, на стенде инициативы размещены образовательный робот, мини-ровер, пневмопушка, соленоидный двигатель, прототип внедорожника-шнекохода и треугольный вездеход.