#Научная политика

Популяризация науки должна прежде всего воздействовать на семью. Только таким способом можно добиться эффективных результатов в формировании научного мышления у подрастающего поколения. К такому выводу на основе множества мероприятий с многомиллионным охватом пришли участники дискуссии «Может ли стать наука семейной ценностью» на II Конгрессе молодых ученых.

Сессия состоялась 1 декабря в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Наука для всей семьи». Ее участники обсудили баланс между научной составляющей и понятностью изложения.

Успешная реализация инициативы «Наука для всей семьи» требует детальной проработки спорных моментов и поиска ответов на ключевые вопросы: как проводить научно-популярные мероприятия, чтобы они были одинаково интересны для всех членов семьи – и для родителей, и для детей? Как сделать научно-популярные мероприятия особенно полезными для школьников, чтобы они могли еще более успешно осваивать учебный материал? Наконец, как способствовать разрушению стереотипа о том, что наука – это скучно и сложно?

Своим личным и профессиональным опытом поделились проректор МГУ, руководитель дирекции Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ Леонид Гусев; декан ФФФХИ МГУ, вице-президент РХО академик РАН Юлия Горбунова, проректор МГУ - начальник управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования Станислав Бушев; директор департамента социальной политики ГМК «Норильский никель» Ирина Жуйкова, директор дирекции развития агро- и биотехнологий компании «Иннопрактика» Владимир Авдеенко, замдиректора по стратегическим коммуникациям ФИЦ “Фундаментальные основы биотехнологии РАН Алина Осьмакова, замгендиректора АНО “Корпоративная академия Росатома” Алексей Пономаренко.

«В этом году прошел уже семнадцатый Фестиваль науки NAUKA 0+, – рассказал Леонид Гусев. – И на основании нашего многолетнего опыта мы можем сказать, что только через семейную аудиторию малыш, школьник и даже студент может войти в науку либо не уйти из неё. Проводя научно-популярное мероприятие, нужно его организовать так, чтобы интересно было не только ребёнку, но и его взрослым родственникам, потому что именно они зачастую определяют выбор школьника, его образовательную траекторию. Поэтому наука должна стать занятием, которым интересно заниматься всей семьёй. Для этого в научную деятельность должны быть включены и маленькие дети, и подростки, и родители, и бабушки с дедушками. Это разные целевые аудитории, к каждой из которых необходим индивидуальный подход. И когда мы называли наш фестиваль Наука 0+, то под плюсом понимали все остальные возрастные категории. Под единым “зонтичным” брендом собираются тысячи тематических площадок, каждая из которых фокусируется на своем зрителе. Наша задача – не просто привлечь, но скомпоновать их так, чтобы посещение фестиваля принесло удовольствие и новые знания для каждого члена семьи. Неслучайно две трети инициатив Десятилетия науки и технологий направлены на популяризацию науки. Понимание необходимости работать с разными целевыми аудиториями, уникальности методик работы с каждой из них привела к выделению такого огромного направления, как «популяризация науки», в отдельные инициативы.»

«То, что руководство государства обратило свой взгляд на науку, очень важно, – подчеркнула Юлия Горбунова. – Страна без науки – страна без будущего. И вовлекать молодежь в науку надо через семью».

Юлия Горбунова привела пример того, как воздействие на семью может решить судьбу ребенка: «Я участвовала в проекте “Академический класс в московской школе”, в акции “Кружок с академиком”. Три недели раз в неделю мне предстояло рассказывать детям о достижениях современной науки. Тогда как раз дали Нобелевскую премию за молекулярные машины, и про них я рассказывала на первой лекции. Перед второй лекцией ко мне подошел десятиклассник. Он сказал мне, что рассказал папе про молекулярные машины, и тот ему не поверил. Более того, отец запретил сыну заниматься химией и сказал, что надо быть, как он – экономистом. Я дала ребёнку презентацию, чтобы он показал её отцу. На следующий раз мальчик прибежал довольный. Он сказал, что папа ему поверил и разрешил поступать на химический факультет МГУ. Я считаю это своей личной победой».

«Я часто говорю, что я – химик, и слышу в ответ, что “это же вредно, сложно и страшно”, – рассказала академик Горбунова. – Если такие мысли сидят в голове у взрослых, то они, конечно, будут отговаривать своих детей заниматься наукой. Поэтому борьба с хемофобией – одно из важнейших направлений популяризации науки».

Она акцентировала внимание на многоплановости и регулярности акций по популяризации науки: «Фестивали науки – прекрасные и масштабные мероприятия, но они требуют колоссальной подготовки и проходят только раз в году в течение нескольких дней. Поэтому очень важны, например, музеи, которые способны проводить различные мероприятия по популяризации науки. Могу сказать, что интерес в обществе к таким мероприятиям растет, на них приходят родители с детьми, и эту область нужно расширять через мероприятия для всей семьи».

«Ряд исследователей сейчас говорят о нашем времени как об эпохе становления технонауки, – рассказал Станислав Бушев. – И у одного автора – ученого, больше известного как писатель Умберто Эко, есть небольшая статья “Наука, магия и технология”, где он говорит про то, что современный обыватель часто воспринимает технологию как магию и не может объяснить принципы, по которым она работает. Но самое худшее, что люди просто ждут от науки чуда, не понимая основ этого процесса. В конечно итоге мы находимся с вами в условиях такого информационного шума, что если ребёнка с детства не научить аналитическому, критическому мышлению, что даёт наука, то человек будет заражаться не “магией” науки, а лженаукой. И в этом обучении семья должна быть на нашей стороне».

«В Московском университете есть много бесплатных программ, охватывающих все слои населения от мала до велика, – подчеркнул Станислав Бушев. – Это и малый мехмат, существующий уже пять десятилетий. Те дети, которые в свое время занимались там, приводят своих детей. Есть кружки по программированию, физике, биологии и многим другим предметам, совместные проекты с Московским обществом испытателей природы; школы юных, проводимые молодыми учеными; Университетские субботы, куда свободно приходят тысячи участников – множество программ, куда бесплатно можно зарегистрировать и поучаствовать в них. Есть прекрасный проект, реализуемый с московским правительством – “Московское долголетие», который с удовольствием посещают пожилые люди. Сейчас Московский университет реализует проект “Золотой фонд МГУ”, в рамках которого мы планируем открыть все наши уникальные коллекции и музеи. И я уверен, что эти и многие другие проекты, реализуемые Московским университетом, помогут нам через какое-то время сказать, что наука стала семейной ценностью».

Участники дискуссии особо подчеркнули, что работа над наукой как семейной ценностью неотъемлемо связана с комплексом мероприятий для учителей, так как на формирование личности ребёнка учитель имеет не меньшее, а иногда и большее влияние, чем родители.

Инициатива «Наука для всей семьи» призвана сделать науку одной из семейных ценностей. Она включает проведение масштабных мероприятий, посвященных науке и технологиям и рассчитанных на семейный досуг. По всей стране пройдут фестивали, марафоны, выставки и другие массовые просветительские мероприятия, будет организовано общение с выдающимися учеными и практиками. Широкая публика, в том числе маленькие дети, школьники и студенты, узнает о новейших достижениях российских ученых и инженеров. Будет наглядно продемонстрирована роль науки в улучшении качества жизни каждого человека. Для достижения целей инициативы предусмотрено использование креативных форматов, например, игр, мастер-классов, научных шоу.

Одним из ключевых мероприятий инициативы стал Фестиваль НАУКА 0+, который охватил 85 регионов страны и 400 площадок. В этом году 10 тысяч офлайн и онлайн-мероприятий посетили свыше 16 млн человек. Ещё одним знаковым мероприятием стал просветительский марафон Российского общества «Знание», 5 площадок которого объединили свыше 70 млн участников, а параллельные 120 часовые онлайн-трансляции преодолели 150 млн просмотров. «Родительская академия» Росатома проводит встречи для родителей, которые хотят развить потенциал своих детей. Всего за 2022 год в онлайн-формате проекта поучаствовало чуть более 20 тыс. родителей из разных частей России. Ещё один масштабный проект «РУСАЛ ФестивАL#НАУКА» объединил 13 городов и более 13 тысяч посетителей. А интерактивный музей науки из Красноярска «Ньютон Парк» создал 3 мобильные программы, которые побывали в 30 городах России.

На специальной выставке «Инициативы Десятилетия» при поддержке Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и проекта NAUKA 0+ для этой инициативы подготовлена экспозиция «Научная гостиная» и музей науки рядом с ней. Здесь гости могут изучить самые современные технологии российского производства: коллекцию мебели с самовосстанавливающимися покрытиями, умную одежду со встроенными датчиками, кроссовки с автошнуровкой, вертикальные фермы для выращивания урожая круглый год и др. Одним из главных экспонатов стал развернутый в «Научной гостиной» узел квантовой телефонной связи с первым в России квантовым телефоном – разработка Центра квантовых технологий МГУ и компании «Инфотекс».