#Научная политика

Система оценки научных результатов в России фундаментально изменится. В основу новой системы вместо действующих наукометрических параметров ляжет унифицированная схема оценки научных результатов, основанная на 30-летнем опыте работы. Об этом рассказали на сессии «Как оценить научный результат: концепция системы оценки результативности научной деятельности», которая состоялась 1 декабря в рамках Конгресса молодых ученых — ключевого ежегодного события Десятилетия науки и технологий в России. Участники сессии представили результат полугодовой работы по оценке существующей системы оценки результатов научной деятельности, а также предложили концепцию новой.

Ряд экспертов и исследователей подвергают критике действующую в России систему как неоднозначную и несостоятельную для управления научно-технологическим развитием, в частности, для приоритезации научных направлений, обеспечения прослеживаемости научных исследований и трансфера технологий.

Как отметила модератор секции Екатерина Чабан, директор департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, научный результат не должен быть равен форме фиксации научного результата, без акцента на его содержание и значимость: «Научный результат – это новые знания. Форма может быть разной. Мы должны снижать зависимость и в итоге уйти от зарубежных баз цитирования, от западных метрик. Необходимо создавать свою единую систему фиксации научных результатов, проработать юридические понятия научной и научно-технической экспертизы, без которых снизить влияние наукометрической оценки невозможно. И, конечно, взаимодействие всех участников процесса в едином цифровом пространстве обеспечит и снижение бюрократизации, и возможность коммуникации, и удобные сервисы для того, чтобы ученые могли работать, а не заниматься заполнением одинаковых форм в разные базы. Мы должны минимизировать бюрократическую нагрузку до минимума».

Над новой системой более полугода работали более 300 экспертов из более чем 30 организаций, в том числе эксперты Минобрнауки и РАН, отметила Екатерина Чабан.

На сессии Концепцию новой системы оценки результативности научной деятельности. По мнению авторов, разрабатываемая система позволит оценить и повысить представили результативность науки, а также получить представление о реальных научных достижениях. Благодаря комплексному учёту научных результатов и их более объективной качественной экспертной оценке можно повысить эффективность распределения бюджетных средства на науку, сфокусировав ресурсы на преодолении современных вызовов.

Ряд ученых внесли существенные коррективы в предлагаемую систему. «В этой системе не хватает графы “конкуренты”, – отметила участник дискуссии, и.о. декана факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ академик РАН Юлия Горбунова, которая горячо поддержала проделанную работу. – Есть области науки, в которых существует всего два-три эксперта, которые прекрасно друг друга знают. Такая графа поможет также составить карту российской науки и карту направлений, которые есть в мире».

Юлия Горбунова отметила, что сейчас в российской науке достаточно денег, но главный вопрос в приоритезации исследований: «Новая система поможет решить вопрос о приоритезации, выявить активные растущие группы по важным направлениям науки. Для этого система призвана решить две задачи: сделать эффективной оценку результатов и свести к минимуму отчетность для исследователей, на которую мы тратим огромное время».

Также академик предложила изменить параметр «оценка уровня результатов»: «Результат либо есть, либо нет. И отрицательный результат не менее важен, чем положительный».

«В зависимости от науки последовательность этапов может быть разной, – подчеркнул в.н.с. Института неорганической химии имени Николаева СО РАН Сергей Адонин. – Например, в DataScience этап сбора данных по счёту не третий, а первый».

Как отметила Екатерина Чабан, представленная концепция обязательно будет доработана с учетом высказанных пожеланий. В частности, за время Конгресса в ходе воркшопов и круглых столов участники должны погрузиться в непосредственное формирование инструментов и принципов новой системы оценки.