#Новости о Фестивале

С октября по ноябрь в 80 регионах страны проходит Всероссийский фестиваль НАУКА 0+. Его главная тема – «Создавая будущее». На сотнях площадок профессора, нобелевские лауреаты, ученые продемонстрируют свои новейшие разработки. Среди активных участников этого праздника – студенты и школьники. Нам хорошо знакомо словосочетание «вузовская наука», но о том, что наука давно и успешно пришла в школы, говорится гораздо меньше.

Как академики стали учителями?

«Научная карьера начинается со школьной скамьи», – убежден руководитель отдела интеграции науки и образования РАН Александр Соломатин. С 2018 года по инициативе Министерства просвещения и РАН реализуется проект «Базовые школы РАН», в котором участвуют 108 школ из 32 субъектов РФ.

Эти школы решают задачу ориентации школьников на исследования, на построение карьеры в сфере науки и высоких технологий. Ежегодно мы организуем 200 лекций, мастер-классов, семинаров в наших базовых школах, которые проводят профессора РАН для старшеклассников и педагогов. Темы самые разнообразные, связанные с компьютерными технологиями и искусственным интеллектом, математикой и большими данными, физикой и астрономией, сельским хозяйством, медициной и другие.

Задачки для будущих стратонавтов

В Москве наука не просто пришла в школы в виде лекций, исследовательской, проектной деятельности, но и как реальная перспектива трудоустройства выпускников школ по востребованным специальностям.

Система предпрофессионального образования в столице успешно развивается последние восемь лет и строится на основе взаимодействия триады «школа–вуз–работодатель».

С этого учебного года возможности выбора московских старшеклассников расширились за счет новых актуальных направлений.

Так, в 29 столичных школах открыли космические классы, а в девяти школах – авиастроительные. Это объясняется необходимостью готовить новые квалифицированные кадры для высокотехнологичных отраслей.

По мнению директора административного департамента государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» – партнера направления «Космические классы» Дмитрия Шишкина, «формат инженерных классов и профподготовки оптимален для того, чтобы основательно подготовить молодого человека для будущего рабочего места».

Дмитрий Шишкин подчеркнул, что на базе космических классов будет более предметно развиваться тематика проектной деятельности учащихся, в том числе программа «Стратонавтика», благодаря которой ребята получат возможность включаться в состав детско-взрослых инженерных команд и запускать космические аппараты в стратосферу.

Физика без формул

Никакая научная карьера не состоится, если не пробудить интерес ребенка к познанию мира. Очень важную, если не первостепенную роль в этом играет просветительство.

Ксения Теплякова, руководитель Центра социальных инициатив в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), руководитель проекта «Физическая гостиная», более 10 лет занимается просветительской деятельностью. Вместе со своими сотрудниками она организует фестивали науки, работает с детьми в больницах, хосписах, увлекая физикой и астрономией даже детей дошкольного возраста. Ксения и ее команда не первый год участвуют в конкурсе РАН на соискание премии за лучшие работы по популяризации науки в школе. В октябре прошлого года разработанный ими курс «Физика без формул» получил второе место в номинации «Лучший цикл коротких научно-популярных видео».

Как же сделать интересной и понятной такую сложную науку, как физика?

Первый секрет заключается в том, чтобы доказать связь науки с повседневной жизнью.

«Детям кажется, что то, что они изучают в школе, вообще никак не привязано к жизни и не пригодится в будущем. Наша миссия – подружить ребёнка со школьной программой, в том числе показать, что изучать и открывать новое интересно. То есть мы не даём инструкций, а предлагаем возможность доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу», – рассказала Ксения в интервью «Вестям образования».

Второй способ пробудить любознательность – продемонстрировать эффектные физические опыты.

Правда, здесь важно не перейти грань и не превратить науку в развлекательное шоу, а через эксперимент сформировать у детей азы научных знаний, чтобы впоследствии ребенок не просто вызубрил готовый материал, а сам додумался до научных выводов.

«А формы работы могут быть самыми разными: для одних слушателей больше подходит лекция выдающегося ученого, для других – необычные эксперименты или игровые форматы, как, например, в работе с маленькими детьми. И очень хорошо, что мы, просветители, все такие разные, мы идем к одной цели, работая с разными людьми при разных обстоятельствах», – говорит Ксения Теплякова.

Музыка чисел

Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН Николай Андреев мог бы сделать блестящую научную карьеру, но он, как и Ксения Теплякова, выбрал непростой путь просветителя.

В 2017 году Николай Андреев был награжден золотой медалью РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний, в частности, за созданный им сайт «Математические этюды», где размещаются научно-популярные рассказы о современных задачах математики и средствами компьютерной графики представлены разнообразные математические сюжеты.

По его мнению, «если человек будет понимать математическую составляющую окружающих предметов и явлений, ему будет интереснее жить, и он сможет больше сделать в жизни: ведь математические методы широко используются не только в точных, но и в гуманитарных науках – например, в лингвистике».

Еще одна задача, которую ставит перед собой Николай Андреев, – предоставить учителю инструмент для того, чтобы увлечь ребенка математикой.

«Наши “Математические этюды” можно использовать и на уроках, и на занятиях кружков или, например, в проектной деятельности. Мы – некое звено между научным миром и школой», – утверждает ученый.

Кроме того, он считает, что «нельзя заниматься математикой, не получая удовольствия от красоты этой науки».

Так же как в поэзии, в математике много разных стилей и жанров, а музыкальный строй связан с геометрической прогрессией.

Источник: Вести образования