#Наука

В течение часа специальный сенсор и полимер для фиксации бактерий на атомно-силовом микроскопе, разработанные нижегородскими учеными, определяет чувствительность микроорганизмов к лечению антибиотиками.

Устойчивость к антибиотикам — одна из главных проблем современной медицины, поскольку бактерии обладают уникальным механизмом передачи друг другу информации о преодолении воздействия антибиотиков.

Одной из причин формирования устойчивости к антибиотикам является длительное время проведения теста, когда пациенту назначаются антибиотики широкого спектра действия. Эти препараты могут не действовать губительно на микрофлору, но при этом бактерии формируют устойчивость.

Сегодня мазок на флору и чувствительность к антибиотикам обрабатывается в лабораториях около недели. Ученым из ННГУ имени Н. И. Лобачевского и НГТУ имени Р. Е. Алексеева удалось сократить время анализа с нескольких суток до одного часа. Идея определения чувствительности к антибиотику с помощью атомного-силового микроскопа принадлежит профессору из Лозанны Сандору Казасу. Установленный на микроскопе сенсор колеблется, если бактерии живы.

«Мы впервые подобрали сенсор и полимер для фиксации бактерий, созданная система апробирована на кишечной палочке. Результат отличный — мы видим существенные колебания сигнала, если бактерии живы и критическое падение сигнала, если бактерии чувствительны к антибиотику и гибнут под его воздействием. Время анализа сократилось до часа», — сообщила доктор биологических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией сканирующей зондовой микроскопии Университета Лобачевского Светлана Плескова.

По словам ученых, метод важен для спасения жизни пациентов, особенно в инфекционных и хирургических стационарах, а также палатах интенсивной терапии, где крайней важен своевременный подбор антибиотика. Работа выполнена в рамках проекта «Приоритет 2030» при финансовой поддержке Российского научного фонда. Результаты исследования опубликованы в журнале «Биофизика».

Источник: Naked Science