#Наука

Под руководством заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Александра Вераксы впервые на российской выборке проведено исследование взаимосвязи особенностей взаимодействия педагога с детьми в группе детского сада и особенностей развития регуляторных функций детей. Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда и опубликована в журнале Frontiers in Psychology. 

В исследовании у детей 5–6 лет оценивалось развитие трех основных компонентов регуляторных функций:
1) рабочей памяти, которая отвечает за хранение и использование информации в процессе решения какой-либо задачи; 2) сдерживающего контроля, который предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании; 3) когнитивной гибкости, которая связана со способностью переключаться между задачами, правилами и стимулами, умением посмотреть на ситуацию или задачу с другой стороны. Эти когнитивные способности лежат в основе произвольного поведения человека (саморегуляции) и помогают успешно адаптироваться к новым условиям за счет умения контролировать свою память, внимание, эмоции и другие высшие психические функции.

 «Развитие регуляторных функций в дошкольном возрасте является важным предиктором дальнейшей академической и социальной успешности детей. От того, насколько у дошкольника сформирована способность управлять своим поведением, удерживать внимание и память на учебном материале и других развивающих видах деятельности, зависит успешность освоения информации и общая ориентация ребенка в социальных отношениях. Поэтому изучение различных факторов, влияющих на развитие саморегуляции и когнитивных функций в этот период, является важной задачей современной психологии  образования», —  пояснил Александр Веракса.

 «В данном исследовании для оценки особенностей взаимодействия педагога и воспитанников в группе детского сада была использована методика наблюдения CLASS (Classroom Assessment Scoring System), основанная на идеях выдающегося профессора Московского университета – Льва Семеновича Выготского. Выделяемые в методике показатели взаимодействия педагога и детей (эмоциональная поддержка, организация работы в группе и методическая поддержка) основаны на предположении, что именно взаимоотношения между учащимися и взрослыми являются основным механизмом развития и обучения детей, в отличие от других методик, оценивающих материалы, физическую среду или безопасность в группе», — рассказала кандидат психологических наук Дарья Бухаленкова, доцент  кафедры психологии образования и педагогики психологического факультета МГУ.

 В методике CLASS показатель эмоциональной поддержки отражает умение педагога создавать позитивную, эмоционально-принимающую атмосферу, чутко относиться к мнению и эмоциональному состоянию детей, гибко и эффективно реагировать на возникающие у них трудности. Оценка качества организации работы в группе дает представление об эффективности педагога в организации занятий и каждодневной рутины: контроле поведения учащихся, управлении временем и вниманием детей. Показатель качества методической поддержки отражает частоту и эффективность использования воспитателем различных педагогических приемов, которые способствовали развитию навыков мышления, планирования и контроля, а также речи у детей. 

Проведенное исследование показало, что воспитанники групп, в которых педагоги обеспечивают более высокий уровень эмоциональной поддержки детей, умеют эффективно управлять их поведением и обучением, а также активно используют приемы, способствующие развитию мышления и речи, показывают более высокие результаты в развитии сдерживающего контроля, навыков самопроверки, зрительной рабочей памяти и обучаемости в целом. 

Таким образом, впервые на российской выборке удалось подтвердить наличие взаимосвязи между качеством дошкольного образования и показателями развития саморегуляции у детей дошкольного возраста как предикторами академической успешности в период школьного обучения и эффективной адаптации и социализации подрастающего поколения в обществе. 

«Мы планируем проследить развитие воспитанников детских садов, принявших участие в данном исследовании, на протяжении всех лет их дальнейшего школьного обучения, чтобы понять, как качество дошкольного образования влияет на успешность детей в будущем», – прокомментировала доцент кафедры возрастной психологии, кандидат психологических наук Ольга Алмазова.