Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей и несет в себе определенные возможности для развития. Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.

Способность понимать эмоции позволяет ребенку чувствовать себя комфортно в разных ситуациях, осознавать их динамику и причины изменений эмоционального состояния и поведения окружающих. Ранее было показано, что дети, которые хорошо понимают эмоции, проще адаптируются к изменениям, способны выстраивать позитивные отношения с окружающими и лучше учатся. При этом низкий уровень развития эмпатии ассоциируется с тревожностью, депрессией, социальной неприспособленностью и невротизацией.
Наиболее интенсивный период в развитии способности понимать, прогнозировать и контролировать эмоции приходится на дошкольный возраст. А ключевым фактором в этом процессе выступает общение. Именно в общении с окружающими ребенок сталкивается с различными эмоциональными состояниями и учится понимать их внешние и внутренние причины.

Несмотря на то что во всем мире дошкольники проводят значительную часть дня в детских садах, до сих пор не исследовалось, как именно образовательная среда садика влияет на развитие понимания эмоций. Важный вклад в эту область внесли российские психологи, которые проанализировали связь между показателями понимания эмоций у 592 детей в возрасте 5-6 лет и результатами оценки образовательной среды в детсадовских группах. При контроле потенциального влияния возраста, пола и невербального интеллекта было показано, что лучше справляются с задачей понимания эмоций дети из групп, где они самостоятельно разрешают конфликты, учатся осознавать личные и групповые границы, понимать переживания и желания, как собственные, так и окружающих. Полезной для развития эмоций оказывается фронтальная работа педагога с группой: в течение дня дети вовлечены в совместные занятия в большой группе вместо уединения или одиночной игры. Фронтальная работа ограничивает возможности детей регулировать количество и частоту контактов в течение дня, даже если они вызывают негативные эмоции. Такой богатый опыт общения расширяет спектр эмоций, которые переживают и наблюдают друг у друга дети. Наконец, в больших группах педагоги стремятся поддерживать строгую дисциплину, а это требует от детей умения регулировать собственные эмоции.

Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, отметил: «Подобные исследования ранее не проводились ни отечественными, ни зарубежными учеными. На этом работа не окончена. В скором времени мы сможем оценить показатели индивидуального прогресса детей в понимании эмоций в зависимости от образовательной среды в детских садах. Это особенно важно для построения образовательной работы по эмоциональному развитию детей. К сожалению, традиционно ей уделяется совсем немного внимания».

Исследование выполнено при грантовой поддержке РНФ (проект №20-78-20009).