Сотрудники кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ в коллаборации с кафедрой картографии и геоинформатики географического факультета МГУ и институтом археологии РАН воссоздали рельеф Белого города середины XVIII века и провели трехмерную реконструкцию древнейших исторических памятников Москвы: собора Усекновения главы Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церкви Святого Владимира в Старых Садех и городской усадьбы Ф.А. Головина – княгини Н.С. Щербатовой.

Белый город – историческая территория в Москве, окруженная стеной с 11 башнями, которую можно условно обозначить современным Бульварным кольцом. Эта территория на протяжении всего периода своего существования активно развивалась, а уже в XVIII веке стены полностью утратили фортификационное назначение. При Екатерине II было принято решение об их сносе.

«Нам кажется важным показать исторический район, каким он был раньше, до многочисленных исторических изменений, которые происходили в XIXXX веках. Были утрачены, храмы, монастыри, усадьбы – район изменился до неузнаваемости. Используя технологии виртуальной и дополненной реальности, мы смогли увидеть, как выглядела небольшая, но очень живая часть нашей столицы», – рассказал лаборант кафедры исторической информатики МГУ Максим Мироненко.

В ходе междисциплинарного проекта были собраны археологические и геологические данные, позволяющие верифицировать воссозданный исторический городской ландшафт на нескольких временных срезах, углубляясь в XVI–XVII века. Математики МГУ протестировали качество совместной визуальной динамической имитации и отследили, как движется человек в пространстве при взаимодействии с виртуальным окружением. Их разработка позволяет повысить качество погружения пользователя в виртуальную среду. А для тестирования новых алгоритмов и механик используются 3D-модели памятников и ландшафта, разработанные социогуманитарной частью команды.

«Одна из задач, которую мы решаем совместно с коллегами с истфака в рамках текущего проекта, – это актуальная среди разработчиков проблема оптимального расположения интерфейса в среде виртуальной реальности. Многие команды работают над вариантами ее решения. Надеемся скоро поделиться новыми результатами», – рассказали научные сотрудники механико-математического факультета МГУ Маргарита Белоусова и Виктор Чертополохов.

«Задача в нашем случае осложняется еще и тем, что мы хотим привязать не просто абстрактный элемент, а исторический источник, который, в свою очередь, должен динамически масштабироваться и подстраиваться под реконструированные модели», – добавил Максим Мироненко.

Исследование поддержано грантом РФФИ №18-00-01684 (K).

Фото. Церковь Святого Владимира в Старых Садех. Виртуальная реконструкция на XIX век. Вид с юга. Максим Мироненко/МГУ