#Технологии

Это не шутка - такой самолет, под названием AirSpeed 2000, действительно летал, удивлял публику и во многим превосходил обычные аэропланы. Подвел лишь КПД, но обо всем по порядку.

Airspeed 2000 — первый и единственный (сделан в одном экземпляре) паровой самолёт, который смог осуществить самостоятельный полноценный полет.

С 1930 года братья Бесслер в условиях секретности разрабатывали проект и конструировали на базе планёра серийного биплана Travel Air 2000 паролёт, который мог бы совершить полноценный полёт. 12 апреля 1933 года в Окленде, штат Калифорния, аппарат был представлен публике, предварительно событие сопровождалось активной рекламной кампанией, поэтому на демонстрации было большое число журналистов, сделаны фото- и кинорепортажи полёта самолёта. Самолёт под управлением Уильяма Бесслера смог совершить демонстрационный полёт без труда оторвавшись от земли. По словам журналистов паролёт был настолько тих в полёте, что с земли можно было услышать разговор пилота с пассажиром.

Братья Бесслеры со своим детищем - паролётом.

Несмотря на активную рекламную кампанию, а также успешную эксплуатацию самолёта в Почтовом ведомстве США, дальнейшего успеха у самолета не последовало, так как промышленность отдала предпочтение самолётам с двигателями внутреннего сгорания. Видно недостатки паролёта перевесили достоинства.

Паролёт был оснащён двухцилиндровым V-образным паровым двигателем, мощностью 150 л.с.. Бак емкостью около десяти галлонов позволял Airspeed 2000 пролететь 600 км. Паровая машина имела вес 80 кг (что было меньше массы бензинового мотора для прототипа), но бак для воды с топкой весил 220 кг.

Паролёт обладал многочисленными преимуществами перед самолётами с ДВC:

  1. Мощность двигателя не зависела от высоты полета и степени разреженности воздуха в отличие от двигателей на бензине или дизельном топливе. И если на малых высотах паровой двигатель уступал аналогу Travel Air 2000, то на высоте более 2000 метров существенно превосходил.
  2. Нетребовательность к топливу, доступность воды и топлива в отличие от относительной дороговизны топлива для самолётных двигателей.
  3. Отсутствие необходимости в маслах.
  4. Простота конструкции машины, а следовательно большая ремонтопригодность и более высокая надёжность.

Дополнительная особенность использования парового двигателя состояла в возможности осуществлять реверсивное торможение — после посадки пропеллер закручивался в обратную сторону и мягко тормозил самолёт.

Тем не менее меньший КПД двигателя, необходимость в сверхлёгких материалах для компенсации веса котла, меньшая потенциальная дальность полёта не позволили паролётам заменить самолёты на ДВС. И даже перспектива использовать их в военной отрасли (как бесшумные разведчики и бомбардировщики) не привлекла военных. Паролёт прослужил в Почтовом ведомстве США в 1936, после чего его судьба неизвестна.