#Технологии

Представьте себе плеер, на котором записан всего один час музыки, которая периодически прерывается тридцатисекундными рекламными вставками. К тому же на этом плеере нет ни одной любимой вами композиции. И все это можно приобрести всего за 299 долларов. Если это не кажется вам выгодным приобретением, подумайте, что в далеком 1996 году комбинация MP3-плеера и хранилища музыкальных файлов казалась чем-то вообще недосягаемым.  Впервые же интернет-магазин звукозаписей (под названием Audiowiz) и специальный плеер (под названием Listen Up стоимостью те самые 299 долларов), куда их можно было скидывать, были созданы компанией Audio Highway (штат Калифорния, США) 16 лет назад.

Перед тем как появился Listen Up, музыка из интернета была, конечно, доступна. Правда, чтобы послушать ее в дороге, для начала пришлось бы записать компакт-диск. По словам Натана Шульхофа, тогдашнего главы Audio Highway, модель продаж была заимствована из концепции «пробуй, потом покупай», уже тогда прижившейся для программного обеспечения. «Я думал, что можно сделать то же самое и с музыкой», —говорит Шульхоф.

Пресса была в восторге. Изобретение Шульхофа завоевало самые высокие награды на Выставке потребительской электроники 1997 года, своеобразного «Оскара» в области высокотехнологичных устройств. Казалось, что эта система завоюет себе место и на мировом рынке. В итоге ничего. Плеер Listen Up растворился в небытии. Но спустя четыре года он нашел свое продолжение в устройстве iPod компании Apple.

Почему же так произошло? Видимо, технология Шульхофа опередила свое время. В 1996 году выход в сеть Интернет был лишь менее чем у одного процента населения земного шара. При этом большинство компьютеров не имело USB-портов. То есть плеер ListenUp нужно было подключать к компьютеру через параллельный порт, а потом скачивать файлы из Интернета через модем со скоростью максимум 28,8 кбит в секунду. Чтобы скачать один час музыки, потребовалось бы около двух с половиной часов. Плеер был рассчитан лишь на 32 мегабайта встроенной памяти — порядка 20 треков.

Даже если бы на Listen Up можно было записать тысячу композиций, у компании Audio Highway была другая серьезная проблема. «На тот момент музыкальный мейнстрим был недоступен для скачивания», — вспоминает Шульхоф. У его фирмы просто не было ресурсов, чтобы выйти на заключение сделок с правообладателями и продавать своим пользователям популярную музыку. По большей части в магазине AudioWiz продавались новостные ролики и аудиокниги; но этого явно было недостаточно, чтобы люди раскошелились на 299 долларов, к тому же даже в этом убогом контенте были рекламные вставки.

Проблему смог решить более крупный игрок. Перед тем как в 2003 году Apple запустила свой сервис iTunes, менеджмент компании заблаговременно провел переговоры о получении прав на продажу музыкальных композиций. «Ребята из Apple были первыми, кто сделал это как надо, — признает Шульхоф. — Их контент был реально лучше». Плеер Listen Up возможно и растворился незамеченным в круговерти истории, но видимо Шульхоф смог что-то откусить от «яблочного» пирога Apple. Какой именно это был кусок, скрывают судебные документы. Имя Шульхофа стоит на многих патентах, связанных с функциональными возможностями iPod и iTunes, хотя компания Apple никогда официально не заявляла об этом. Возможно, некое соглашение с компанией не дает и ему права обсуждать этот вопрос. Нет, однако, никаких сомнений в том, что он имеет полное право похвастаться. «Я провидец, а провидцы иногда получают нечто раньше, чем люди готовы это принять», — заявляет Шульхоф. Если верить его сайту в сети Интернета, он является «отцом MP3–индустрии», которая сегодня оценивается в миллиарды долларов.

Джейкоб Арон

Опубликована в журнале New Scientist, апрель 2012 г.

(www.newscientist.ru)