Технологии

Эта техника стала сенсацией на полях Первой мировой войны. Речь, конечно же, о первых танках - ромбовидных.

К концу 1914 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже успешно действовали многочисленные бронеавтомобили, однако их проходимость оставляла желать лучшего.

Среди прочего, военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Тракторы с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно — в США), и их технологии в целом были отработаны. В военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. В конце концов, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». В том же 1915 году им было принято решение о постройке танков.

Типичный представитель танков «ромбовидной» схемы — британский тяжёлый танк Mk IV

Постройка первого прототипа началась 11 августа 1915 года, а уже 9 сентября 1915 года «Линкольнская машина № 1» (англ.  Lincoln Machine No.1), как назывался тогда прототип, совершила свой первый испытательный пробег по двору завода «Wellington Foundry». Позднее этот прототип стал известен под названием «Маленький Вилли». Военные остались в целом довольны машиной, однако её проходимость была признана недостаточной: командование британских экспедиционных частей во Франции требовало от машины способность преодолевать ров шириной 2,44 м и стенку высотой в 1,37 м. «Маленький Вилли» же с горем пополам мог перебраться через полутораметровый ров и беспомощно замирал перед стенкой выше 0,6 м.

В попытке повысить проходимость машины импровизированное КБ Триттона и Вильсона предложило придать обводам гусеницы форму параллелограмма. Решение было признано удачным и нашли воплощение в проекте первого в мире серийного танка Mk I.

Первые Mk I были готовы к концу лета 1916 года, а 15 сентября 1916 года они впервые пошли в бой в ходе «Битвы на Сомме» во Франции.

Появление танков перед частями германской армии вызвало панику. Передовая стояла в остолбенении, потеряв возможность двигаться. Монстры медленно приближались, гремя и переваливаясь через препятствия, казалось, что остановить их не в человеческих силах  Кто-то сказал, что явился дьявол, и это слово передавалось солдатами  со скоростью, превышающей скорость передвижения "дьяволов". Тем не менее нельзя сказать, что применение этой техники полностью решило исход Битвы при Сомме - то что скорее победила Антанта (немцы этого кстати не признали) явилось совокупностью многих факторов.

Во время ожидания вторжения Германии на туманный Альбион там была осуществлена последняя попытка использования тяжелых ромбовидных танков. Танк из музея установили в качестве огневой точки, дополнив его вооружение пулеметом на зенитной стойке. Вторжение не состоялось, танк вернулся в музей. К настоящему времени в музеях сохранился десяток английских танков Первой мировой войны разных марок.