Технологии

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул. Виадук Ландвассер, сооруженный в швейцарском кантоне Граубюнден, (именно там кстати и говорят на знаменитом ретророманском языке - четвертом языке Швейцарии) 10 лет назад отпраздновал вековой юбилей, но и тогда выглядел как новенький. Тем не менее в 2009 году, когда мосту исполнилось 106 лет и по нему прошло уже более 100 000 поездов, его "отправили" на реставрацию.

.

Движение поезда «Крокодил» по виадуку, 28 июня 2003 года

Реставрационные работы проводились на всем протяжении моста, включая мостовые опоры по всей их высоте. Работы были проведены так, чтобы, кроме появления подсветки, не было заметно никаких изменений. Это было необходимо, так как с июля 2008 года виадук входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и потому любые изменения его облика запрещены. Каменная кладка моста, прослужившая более 100 лет, все еще была в отличном состоянии. Ее лишь укрепили инъекциями из специальных растворов. Кроме того, на мосту была проведена полная замена рельсового полотна и установлены новые шпалы.


Панорамный вид на виадук с возвышенности

Несмотря на активную работу, которая длилась несколько месяцев и в несколько смен днем и ночью, все поезда во время ремонтных работ продолжали ходить по расписанию. Около четверти всего объема работ не допускали движения поездов: эти работы были произведены в ночное время. Таким образом, во время всего периода реставрации мост оставался в рабочем состоянии. Машинистам необходимо было лишь снижать скорость при проезде через мост до 10 км/ч.

Виадук можно считать если не чудом, то достижением инженерной мысли начала XX века. Хотя индустриальная революция была в самом разгаре, построить такой мост без современных технологий совсем непросто. Строительство трех главных опор шло с использованием инновационной по тем меркам технологии  - без лесов - внутри каждой из опор моста были построены железные башенные конструкции, на которые был поставлен мостовой кран. Все материалы доставлялись к месту кладки при помощи электрической лебедки мостового крана. С увеличением высоты возводимых опор металлические конструкции также надстраивались, что позволяло поднимать и свод крана.

Вид на опоры виадука снизу