#Правила жизни

Прошедшее наводнение 15-20 апреля 2016 г. в Великом Устюге было неординарным — и по причинам, его вызвавшим, и по силе природной стихии, высоте подъема уровня воды в реке, масштабам затопления, человеческим страданиям. С начала апреля мы следили за прогнозами вскрытия реки Сухоны, непрерывно связываясь со знакомыми гидрологами из Вологды. Это был и научный интерес, так как этими вопросами мы занимаемся почти 15 лет после наводнения 1998 г., и обычная человеческая тревога за все, что там происходило. Отчасти мы стали непосредственными очевидцами всех этих событий. Различные источники информации дополнили увиденную нами картину наводнения. 

 

Немного истории. Жителям Великого Устюга регулярно приходилось «расплачиваться» за выгодное географическое и экономическое расположение относительно основной транспортной артерии средних веков – реки. Город Великий Устюг был основан ростово-суздальскими князьями в середине XII века на правом берегу р. Сухоны примерно в районе современной д. Морозовицы и Троицко-Гледенского монастыря. Поселение просуществовало до 1438 г., но уже в XIII в. жители перебираются на левый берег Сухоны, где возник современный город.

По летописным сведениям и различным описаниям, за 377 лет (1500-1877 гг.) в районе Великого Устюга зафиксировано 14 «исключительных» затоплений, превышавших или достигавших 7-метровой отметки и среди них 2 (или три, так как отметку катастрофического наводнения 1517 г. невозможно определить), превышавших 10 м. Почти все они были связаны с заторами льда.

По данным гидрологического поста Великий Устюг, с 1877 по 2016 г. в узле слияния Сухоны и Юга произошло 7 наводнений, превысивших 8-метровую отметку (1903, 1906, 1929, 1936, 1942, 1946, 1979, 1991 гг.) и 5 половодий (1936, 1953, 1998, 2013 и 2016), превысивших 9 м. Они сопровождались значительными разрушениями, иногда — жертвами. Еще 10 раз максимальные уровни воды в половодье колебались между отметками 7 и 8 м. Таким образом, за 135 лет регулярных инструментальных наблюдений г. Великий Устюг подвергался наводнениям 22 раза. Максимальные уровни половодья Сухоны, установленные по косвенным данным, могут достигать 10,2-10,4 м над современным меженным уровнем (59,9-60,1 м БС). Между тем, только пятая часть нынешней городской территории не подвержена затоплению. Таким образом, при экстремальных половодьях под водой оказывается две трети площади города. 

 

Половодье 1903 г. в Великом Устюге: А — затопление нижнего посада (Мироносицкая площадь), Б — Александро-Невская церковь и Дом трудолюбия, В, Г — ледоход на Сухоне (материалы сайтов stargoroda.ru, booksite.ru, raznoe888.ru). 

В 1903 г. (максимальный уровень 855 см над меженным урезом, или 905 см над нулем графика гидропоста) «вследствие затора…вода… полилась через земляной мост, причем Александро-Невская церковь была наполовину затоплена и нанесло много льда на Мироносицкую площадь» [«Советская Мысль» № 110, 22 апреля 1927 г.]. Когда смотришь на фотографии 1903 г., впечатление такое, что за сто с лишним лет ничего не изменилось… В 1906 г. уровень воды в Сухоне был даже выше (907 см над нулем графика), но сведений о наводнении не сохранилось.

 

В 1914 г. наблюдалась серия заторов по Сухоне и Северной Двине. В Великом Устюге половодье было относительно невысоким (6,9 м над меженным урезом), но «лед тронулся… и… понесся так бешено, что казалось за льдинами по берегу не угнаться и на лошади. Ледоход был на чрезвычайно высокой воде, на берега нагромоздило горы льда. Береговой обруб (деревянные береговые укрепления) почти весь снесло и оторвало много берега. На льдинах мимо города несло много крестьянских домов, пятистенков и мелких построек. По точному подсчету от Опок до Котласа унесло совсем 26 домов, сдвинуло и разрушило около 90, не говоря уже о мелких постройках, которых разрушило и унесло очень много. Когда в Устюге Сухона очистилась, затерло лед ниже Красавина, тогда во второй части Устюга случилось наводнение – вода пришла с Двины и все затопила» [сайт Академии ГПС МЧС России аgps-mipb.ru]. 

Ход уровней воды (р.Сухона, г.Великий Устюг) в период катастрофических наводнений (оперативные данные 2016 г. здесь и далее взяты с сайта губернатора Вологодской области (http://okuvshinnikov.ru/

Заторное наводнение 1953 г. было выдающимся. В ноябре 1952 г. в результате осеннего ледохода образовался затор льда протяженностью от пос. Бобровниково до г. Великий Устюг… Все почти также как и этой зимой 2016 г…. А весной 1953 г. с началом ледохода продолжилось образование мощного ледяного затора. Погода стояла ясная, тянул северный ветер, в результате — ночные заморозки, что резко ухудшило ситуацию. Что было сделано для ликвидации затора? Ежедневно со стороны г. Архангельск прилетало звено бомбардировщиков и один «Ли-2», который вел аэросъемку и корректировку результатов бомбометания. Все это продолжалось в течение двух недель. Затем с верховьев р. Сухоны подошел высокий водяной вал, в результате чего затор был сорван. 

 

В семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия весенние ледоходы не приносили особых бедствий городу, так как за руслом реки следили. В начале девяностых годов, в связи с распадом Советского Союза, резко упали роль и значение речного флота в перевозках народнохозяйственных грузов и, как следствие, сократилось финансирование дноуглубительных работ. Река незамедлительно напомнила о себе. В период до 1996 г., пока буксирный флот базировался в Великом Устюге, несколько раз с началом образования весеннего затора льда из затона выходили два Плотовода проекта Р-33Б (лед), спускались до п. Бобровниково и вскрывали ледяной затор. 

Наводнение 1998 г. было одним из самых высоких за всю историю города (949 см над меженным урезом). Лед на реке Сухоне тронулся 3 мая, но вскоре из-за затора остановился. Вода стала быстро прибывать. В ночь с 4 на 5 мая уровень воды достиг 980 сантиметров. Вся юго-восточная часть города была затоплена. Заторы образовались у д. Аристово и Бобровниково. Площадь затопления составила более 12 тыс. га, в нее попали г. Великий Устюг и 24 населенных пункта с общей численностью населения 38 960 чел. Погибло несколько человек. Общий ущерб от наводнения составил более 300 млн руб. в ценах 1998 г. (сайт Вологодского информационного центра: http://www.vic35.ru/). Затор бомбили военными самолетами, но ощутимых результатов не достигли. И только сотрудники МЧС, проводившие направленные взрывы, разрушили затор у Бобровникова. Отметим, что во многом лед сам потерял свою прочность к этому моменту. Вода стала уходить. Это наводнение было началом нашей многолетней научной деятельности по изучению причин затороообразования в районе Великого Устюга. 

Половодье 2013 г. на Северной Двине выше пос. Приводино характеризовалось высокими уровнями воды, в районе г. Котласа — средними. В Великоустюгском районе в половодье 2013 г. было затоплено и подтоплено 33 населенных пункта, 880 частных и 17 многоквартирных домов.

 

Наводнение 2016 г. Осенне-зимний период 2015-2016 гг. на территории севера ЕТР характеризовался неустойчивой, с преобладанием теплой погодой. В ноябре и декабре 2015 г. температура воздуха на всей территории значительно превышала норму (на 5-8°), холодными были вторая декада ноября и первые две декады января, когда температура воздуха достигала минимальных значений -34, -36° [http://www.sevmeteo.ru/].

 

 

Великий Устюг. Начало января 2016 г. (фото И. Каргаполовой) 

Зимний сезон 2015-2016 гг. сопровождался рядом природных явлений, сочетание которых является редким в истории наблюдений. Осеннее вскрытие, снего-дождевые паводки и ледоход в ноябре-декабре, вызванные дождями на реках Сухона, Вага, Устья, Онега, отдельных участках р. Северная Двина и на притоках, привели к образованию протяженных наторошенных участков и наличию большого количества шуги подо льдом на этих реках. Повторное замерзание происходило на высоких уровнях и позже средних сроков более чем на полтора месяца. Общая продолжительность осеннего ледохода на участке п. Каликино — г. Великий Устюг составила 15-18 дней. Одной из особенностей осеннего ледохода в нижнем течении р. Сухоны осенью 2015 г. было неоднократное образование заторов льда. 23 декабря 2015 года у г. Великий Устюг был зафиксирован самый высокий уровень воды для декабря за весь период наблюдений 1881-2015 гг. — 674 см. После осеннего вскрытия близкими, но ниже на 2,0 м, уровни были только в 1953 и 2006 гг. Значительный рост уровня воды наблюдался в местах формирования заторов льда в районе г/п Каликино и г/п Великий Устюг, где он превысил норму на 4,5-5,5 м, и на 2 м был выше экстремально высоких уровней при ледоставе за весь ряд наблюдений. Высокие уровни воды сохранялись и на начало февраля [http://www.sevmeteo.ru/].

 

 

Строительство льдоулавливающей дамбы 
(http://vk.com/im#/podslushanovu

К наводнению стали готовиться заблаговременно. Ледорезные работы — почти на протяжении 190 км, чернение льда, ледокольные и взрывные работы… Одним из проектов задержки весеннего ледохода в 30 км вверх по Сухоне от Великого Устюга стала льдоулавливающая плотина, построенная путем забивки свайного ряда. Наверно, эффективность ее до конца не была ясна. Вспомним 1943 год: плотину строящейся ГЭС в створе переката Опоки весенний ледоход разметал в щепки. Все равно пытались сделать все, что возможно — прогнозы весеннего половодья были неутешительные. Вологодский ЦГМС дал прогноз достижения в районе Великого Устюга исторического максимума уровней воды. Впоследствии он почти полностью оправдался. Данный прогноз корректировался по мере развития событий. Однако советами по эвакуации воспользовались немногие жители. Понять людей, конечно, тоже можно. 

 

Водомерный пост на центральной набережной Великого Устюга стал центром всех событий. Там собирались жители города посмотреть на эти безумные скопления льда, обсудить изменения уровня за последние часы. Там можно было встретить губернатора области и руководителя МЧС России. Самое интересное было послушать разговоры людей, касающихся гидрологических вопросов. Народ очень квалифицированно рассуждает о причинах и возможных последствиях, ищет пути решения всех этих проблем. Очень приятно было услышать, как они относятся к нашим научным исследованиям, многое из того, чем мы занимались много лет, им хорошо известно. Долгосрочный прогноз максимальных заторных уровней был абсолютно точным. 

Сейчас многие спрашивают, можно ли было избежать этой катастрофы? Видимо, нет. 

6-7 апреля уровни р. Сухона в среднем и нижнем течении начали расти. К 9-10 апреля лед потемнел, наблюдались закраины по р. Сухона. В это время в городе вплоть до 11 апреля работала ледовая переправа в Кузино, которую взорвали только 14 апреля.

13 апреля река пошла у поста Березовая Слободка (это в 170 км выше г. Великий Устюг) и за сутки ледоход уже был в 70 км от города и остановился у льдоулавливающей плотины в заторе, начался резкий, но кратковременный, рост уровней воды. Задержка льда дамбой была кратковременной и неполной, к 18-00 14 апреля ледоход уже наблюдался в 10 км выше города, к 19-00 – в п. Новатор. Начало ледохода в нижнем течении проходило на высоких уровнях воды и повсеместно сопровождалось навалами льда. По посту Каликино уже в период закраин уровни воды достигли среднемноголетних значений максимальных ледоходных уровней воды. Далее события развивались также стремительно. Уровни по посту Каликино начали расти на 80 см/час еще в период ледохода и к моменту остановки льда в заторе ниже п. Подсосенье (в 21:00) достигли отметки 1099 см над нулем поста, превысив исторический максимум. Итого за 6 часов уровни воды по гп Каликино выросли на 4 м. За ночь уровни еще немного подросли, к 11 утра 15 апреля наблюдался прорыв затора. Волна прорыва затора привела к подвижкам в городе, уже через час лед пошел. Резкий рост уровней воды привел к выходу льда на набережную города, гидрологический пост сразу оказался завален льдом, и был расчищен уже после образования затора. 

Ледоход в городе был непродолжителен и к 19:00 15 апреля лед уперся в осенний затор на Малой Северной Двине и остановился в 40 км ниже города. В период затора вода пошла в обход льда, затопив противоположный берег — д. Дымково. Это является одним из объяснений таких устойчивых уровней воды по посту в городе. Вода, пошедшая в обход, обеспечила устойчивость заторных скоплений. К сожалению, мы не располагаем наблюдениями уровней воды на противоположном берегу и не можем судить о ходе уровней там. Возможно, гидродинамическое моделирование и данные о затопленных территориях помогут восстановить картину. 

Кроме затора ниже Аристово, хвост которого вышел по р. Сухона выше города, образовался и затор ниже Красавино. Эти два затора оказались очень устойчивы, их продолжительность составила около 90 часов, при этом уровни воды по посту в городе менялись мало. Фактически отметка 900 см над нулем поста была достигнута в первый час образования затора. Дальнейший ход уровней воды стал скорее отражением режима температуры воздуха и осадков. В ночь с 17 на 18 апреля наблюдались отрицательные температуры воздуха, в остальные дни температуры воздуха даже ночью оставались положительными, хотя погода была облачная. За 4 дня существования затора лед потихоньку разрушался, таял на месте, хвост затора поджимался. 

На что и как подействовали силы МЧС и ВКС судить сложно. Существует абсолютная убежденность, что взрывы и бомбометание самый верный и самый действенный способ разрушения и профилактики заторов. Сначала такая уверенность появилась в МЧС, ну а потом, во многом благодаря СМИ, такая уверенность появилась и среди населения. А между тем, в гидрологической литературе нет примеров, что заторы льда всегда и везде надо разрушать взрывами. Есть примеры, что на участках с быстрым течением и водоворотами, вода действительно быстро разрушает лед, и взрывы могут этот процесс ускорить. Примеров того, что взрывные работы полезны в любой ситуации, нет. Льда было так много, а затор был настолько прочным и длинным — почти 40 км, что трудно было поверить, что как-то можно изменить ситуацию к лучшему. Взрывы, ледоколы — не помогало ничто. В 2016 г. Северное УГМС давало рекомендации, что из-за сильной зашугованности ни ледорезные, ни взрывные работы проводить не надо, т.к. результатов не будет. То, что затор благодаря взрывным работам встряхивался, уплотнялся и смерзался — очевидно. Хотя те объемы взрывчатых веществ в сумме с 8 бомбами по 0,5 т, которые были сброшены СУ-34, возможно и дали некоторый тепловой эффект. Здесь вопрос только один: какое соотношение потраченных средств и предотвращенного ущерба. Уровень воды продолжал расти, вода подходила к новым домам. Применение авиации в виде СУ-24 было, наверно, оправданным в этой драматической ситуации. Надо отдать должное – после применения авиации в 2016 г. начались подвижки льда и вскоре начался ледоход, а с ним и падение уровня воды. 

В общем, благодаря большому количеству наторошенного льда и шуги, воде, которая пошла в обход затора и действиям МЧС, затор простоял 90 часов. 19 апреля в 10 утра начал разрушаться затор в Приводино, а к 12:00 ледоход начался в Устюге, уровни воды сразу упали на 0,5 м. Вода же с подтопленных территорий начала уходить только 19 апреля вечером. Прорвавшийся затор хотя и стоял достаточно долго, чтобы лед потерял прочность за счет тепла, все-таки дошел густым ледоходом до г. Котлас и встал в заторе ниже Красноборска на двое суток, но это уже произошло в Архангельской области.  

 

16 апреля. На месте плотины в первые дни после начала ледохода. Уже потом во время ледохода мы видели ее остатки у Великого Устюга (http://vk.com/im#/podslushanovu
18 апреля. Река Сухона в районе Великого Устюга (фото авторов) 
17 апреля. На набережной города у водомерного поста (фото авторов) 

Надо отдать должное сотрудникам МЧС, жители в большинстве случаев очень тепло отзываются о спасателях. В этой тяжелой ситуации большую помощь оказывали и разные СМИ. Мы наблюдали за их деятельностью и посильно помогали близкому нам каналу Россия-24. Журналисты старались помочь людям, особенно из отдаленных затопленных деревень. Как водится, часто они немного утрировали ситуацию. Погружаясь в жизнь города, изучая социальные сети в интернете, видишь, что в целом не очень рассчитывая на местные и центральные власти, народ очень быстро реагировал на необходимость быстрой помощи.

17 апреля. Правобережная часть города. Дымково (фото авторов) 
18 апреля. На левом берегу Сухоны (фото авторов) 
17 апреля. Коромыслово (фото авторов) 
17 апреля. Великий Устюг (фото авторов) 
Великий Устюг. Для сравнения приведена летняя фотография примерно с той же точки (фото авторов) 
17 апреля. Дымково (фото авторов) 

 

Один из вариантов противопаводковой дамбы (фиолетовый цвет). Красным показаны границы города (данные ООО «ЭКОВОДПРОЕКТ») 

Еще долго придется ликвидировать последствия этого стихийного бедствия — ремонтировать и заново отстраивать дома, убирать мусор и восстанавливать дороги. Встает вопрос — что делать дальше? Опрос жителей города показывает, что большинство доверяют проведению дноуглубительных работ, как это было в семидесятые годы прошлого столетия. Губернатор области объявил также о строительстве защитной дамбы длиной 8,5 км и высотой 7,5 м. Будем надеяться, что все эти планы сбудутся. 

Текст, фото: 
Фролова Н.Л., профессор кафедры гидрологии суши, 

Агафонова С.А., н.с. кафедры гидрологии суши, 
географический факультет МГУ