#Правила жизни

Производственная драма о смерти, любви и кокколитофоридах

Действующие лица
Директор школы
Завхоз
Первый учитель биологии
Второй учитель биологии
Учительница литературы
Учитель химии
Учитель географии
Другие учителя-предметники
Первый динозавр
Второй динозавр

Пролог 

Примерно 66 миллионов лет назад. Конец мелового периода. Тёплое море где-то в центре современной России. На берегу стоят два динозавра и печально смотрят на закат. 

Первый динозавр. Ты никогда не задумывался о смысле жизни? Зачем мы пришли в этот мир? Что оставим после себя? 

Второй динозавр. Странные ты вопросы задаёшь. У тебя случайно не депрессия? Но не сомневайся: у нас есть миссия. Пройдут годы, мы создадим циви- лизацию, откроем школы и университеты, полетим в космос, зарегистрируемся в социальных сетях… 

Первый динозавр. Хорошо, мы огромные и умные. А в чём смысл жизни мелких существ, которые мил- лиардами плавают в океане? Они рождаются, вскоре умирают, а их печальные скелеты так и остаются лежать на дне. Зачем? 

Второй динозавр. И у этого есть смысл. Просто мы его ещё не поняли. 

В небе в сторону Мексики пролетает метеорит.

Сцена первая и единственная
Декабрь 2022 года. Педсовет в школе. За большим столом сидят учителя. Во главе — директор. 

Директор. Уважаемые коллеги, мы с вами уже обсуди- ли проблемы ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, ККТ, КТП, ФГОС и ООП. Кажется, темы исчерпаны и можно расходиться. 

Завхоз. У меня важный вопрос, наиважнейший! 

Директор (вздыхая). Прибить или приклеить? 

Завхоз. Почти. У нас на складе осталось три мелка. А досок для них уже нет, понаставили тут мониторов с проекторами. Что с мелками делать? 

Директор. Давайте эту малозначимую проблему решим в рабочем порядке. 

Первый учитель биологии. Это как же малозначимую?! Проявите уважение! Каждый мелок — это прах миллионов существ, живших миллионы лет назад. Настоящая машина времени! Пройдёмте ко мне в кабинет — возьмём микроскоп, и вы увидите их скелеты собственными глазами. Вашему взору откроется нагромождение микроскопических раковин, иначе говоря, их скелеты. Одни напоминают раковины улиток, другие — ажурные сеточки или шарики, покрытые крошечными плитками, третьи — сложные архитектурные конструкции или вообще ни на что не похожи. Вы не представляете, как это красиво! 

Директор (раздражённо). Представляю, но давайте решим вопрос в рабочем порядке. 

Второй учитель биологии. Кокколитофориды! 

Директор. Что?!! 

Второй учитель биологии. Я обязан уточнить, что мел в основном сложен из остатков кокколитофорид — микроскопических водорослей, которые обла- дают защитными оболочками, образованными мно- жеством сросшихся круглых пластинок из карбоната кальция. Они называются кокколиты и с лёгкостью отделяются друг от друга — скорее всего, именно поэтому мелом так удобно писать и рисовать. Кокколитофориды в переводе означает «несущие кокколиты», то есть те самые плиточки. Это крошечные микробы, способные к фотосинтезу, — их и сейчас много в морях и океанах. 

Директор. Очень хорошо, я за. У вас всё? 

Второй учитель биологии. Нет. Фораминиферы! В микроскопических нагромождениях мела немало и других скелетов — прежде всего ракушек фораминифер, одноклеточных с длинными ложноножками… 

Учительница литературы. Выходит, что когда мы писали мелом на доске, то разрушали целые города умерших существ… А у них ножки были ложными… И скелеты, кругом одни скелеты… (Бледнеет, плачет, падает в обморок.) 

Директор. Какая же вы, милочка, впечатлительная. Есть у кого-то нашатырный спирт? Где учитель химии? 

Учитель химии (берёт в руки мелок). О! Карбонат кальция, CaCO3 собственной персоной. Кстати, тот же состав имеет и известняк, и мрамор, и кальцит. Давайте для начала попробуем растворить наш мел (кидает мелок в стакан директора). Видите, ничего не происходит, это вам не поваренная соль или сахар. 

Директор (воодушевлённо). Точно! Мы забыли обсудить работу школьной столовой! 

Учитель химии (невозмутимо). Карбонат кальция растворяется с куда большим трудом, но всё-таки в воде он есть, иначе бы не было накипи в чайниках, а фораминиферам и прочим тварям неоткуда было бы брать материал для скелета. Но лучше мы на примере мела рассмотрим одну очень характерную реакцию. Если бросить маленький кусочек в кислоту, мы увидим выделение пузырьков, а именно углекислого газа. Это значит, что более сильная кислота — может, азотная, а может быть, соляная — вступила с карбонатом кальция в реакцию замещения и вытес- нила из соли остаток другой, более слабой кислоты: угольной. При этом стоит отметить, что в мелки, которые используют в школе, добавляют ещё и гипс, то есть сульфат кальция. А это значит… 

Директор (задумчиво). Гипс… А что у нас со стати- стикой травматизма среди учащихся? 

Учитель географии (радостно). По данным статистики, 26,5 % всех меловых запасов России приходится на Волгоградскую область, ещё 24 % — на Белгородскую, а 11 % — на Саратовскую… 

Директор (вкрадчиво). Я ничего не имею против Саратовской области, но… 

Учитель географии (ещё более радостно). Мел является органогенной осадочной породой. Пик её накопления пришёлся на меловой период, который начался 144 миллиона лет назад и закончился 65 миллионов лет назад. Это был конец мезозойской эры — времени господства динозавров и прочих огромных рептилий. Климат тогда был засушливым, а лето и зима мало отличались друг от друга. Это способствовало росту и захоронению скелетов микроско- пического планктона в морях. Порой толщина слоя чистого мела превышает полкилометра! 

Завхоз. Мелок на полкилометра — впечатляет изрядно. Но что с нашими мелками прикажете делать? 

Учитель географии (лучась от радости). В промышленности мел используют для изготовления качественной бумаги. Также он применяется в животноводстве в качестве кормовой добавки, а в фармацевтике — как вспомогательное вещество в таблетках… 

Директор (нервно). Скоро мне самому таблетки понадобятся. Надеюсь, больше никто не хочет высказаться, да? 

Учитель физики. Я хотел бы поговорить о силах трения. На примере мелка мы видим… 

Учительница литературы (приходя в сознание). Корень данного слова имеет старославянское происхождение. Согласно словарю Фасмера, слово «мел» образовано от глагола «молоть» и родственно прилагательному «мелкий». Однако есть версия… 

Директор (решительно). Предлагаю считать педсовет завершённым! Спасибо, коллеги! Попрошу завуча по воспитательной работе провести важный разговор о пользе мела. 

Завхоз. А что с мелками-то делать? 

Директор. Отдать детям! Пусть пишут мелом про любовь...