Коллективный разум большой группы непрофессионалов способен принимать более умные и точные решения, чем те, что рождаются в головах лучших экспертов. Это пытается доказать финансовый аналитик Джеймс Суровецки, чья книга «Мудрость толпы» выходит на русском языке
Интеллектуалы не любят людские массы. О том, как толпа подавляет индивидуальность и разум, написана не одна сотня исследований. На этом фоне почти что откровением выглядит книга финансового аналитика New York Times и Wall Street Journal Джеймса Суровецки (издательство «Вильямс» почему-то транскрибировало его фамилию как Шуровьески).
Автор рисует оригинальную картину мира, где роль мозговых центров принадлежит не небольшой кучке элитарных политиков и высоколобых экспертов, а миллионам людей, как правило даже не знакомых друг с другом.
Гимн толпе начинается с истории о том, как на животноводческой выставке устроили конкурс — кто точнее «на глазок» определит вес быка. Известный ученый Фрэнсис Гальтон собрал все предложенные варианты и вычислил среднее арифметическое. Оказалось, что оно отличается от реального веса животного меньше чем на 0,1%. То есть коллективный разум селян смог выдать оценку с потрясающей точностью.
Джеймс Суровецки находит проявления «мудрости толпы» в самых разных сферах жизни: «Это благодаря ей поисковая система интернета Google способна в считанные секунды просканировать миллиард web-страниц и найти ту, на которой размещена нужная вам информация… На мудрости толпы основан механизм работы фондового рынка (и то, почему частенько он прекращает работать). Идея коллективного разума помогает объяснить, почему, когда вы в два часа ночи заходите в круглосуточный продуктовый магазин в поисках сока, вас всегда ждут полки с пакетами этого сока… Коллективный разум может быть применен для решения огромного количества задач, и их сложность не будет препятствием».
Автор книги не идиот. Он далек от иллюзии, что толпа людей всегда принимает наилучшие решения: «Большие группы зачастую могут быть эффективными в решении проблем определенного типа, но они же становятся неуправляемыми и беспомощными в ситуациях иного рода».
Чтобы толпа стала умной, нужно создать механизм принятия усредненного решения, а не пытаться идти по пути компромиссов и переговоров. «Парадоксально, но лучший способ для группы стать разумной — позволить каждому ее участнику думать и действовать как можно более независимо», — пишет автор.
Суровецки сам принадлежит к миру элиты — все-таки финансовый аналитик в солидных изданиях. Но при этом он призывает обратить внимание на «коллективный мозг» миллионов: «В этой книге я попытаюсь представить мир таким, какой он есть... Но эта книга еще и о мире, каким он мог бы стать. Одно из поразительных свойств мудрости толпы — ее легко не заметить, а столкнувшись с ее воздействием, трудно воспринять. Большинство из нас, будь то избиратели, инвесторы, менеджеры или потребители, полагают, что ценные знания сосредоточены в очень немногих руках (или, скорее, головах)... Мы испытываем потребность в “погоне за экспертом”. Давайте прекратим эту охоту и обратимся к толпе».