Независимо от индейцев майя, «обещавших» конец света в 2012 году, ученые также пророчат на первую половину XX века своего рода череду кризисов, но вполне на научных основаниях. Вначале, 50 лет назад, один из отцов кибернетики Хайнц фон Фёрстер, а затем советский астрофизик Иосиф Шкловский посчитали, что население мира развивается по специфическому закону, увеличиваясь по гиперболе. По их расчетам это означало, что к 30-м годам XXI века, если население продолжит расти так же, оно формально должно будет обратиться в бесконечность. Временной отрезок, на котором такой казус случится, назвали демографической сингулярностью.
Можно было бы это посчитать забавной случайностью, если бы не другие схожие вещи, о которых заговорили не так давно. Известно, что эволюцию биосферы и затем человечества можно подразделить на своего рода периоды, сменяющие друг друга. То есть, к примеру, кайнозой сменился мезозоем (одни динозавры сменили других), а Средние века Новым временем. Обнаруживается любопытная закономерность: каждый из таких периодов примерно в 3 раза короче предыдущего. А всего их - под 20 штук. И если первые длились многие сотни миллионов лет (считая от зарождения жизни), то последние всего десятки лет – речь, конечно, об информационном обществе. Получилось, что человеческая эволюция – это прямое продолжение биологической, причем в СТРОГОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ смысле – они образуют идеальную убывающую геометрическую прогрессию.
Самое главное, если периоды сменяют друг друга и каждый следующий короче предыдущего, то в какой-то момент они должны стать крайне коротки, а их число на небольшом временном отрезке - очень большим, в итоге стремясь к бесконечности. Анализ почти двух десятков предыдущих периодов, включая информационное общество, показывает, что этот отрезок приходится опять же на первую половину XXI века. Совпадения просто потрясающие. Может и вправду нас что-то ждет? Наверняка конечно сказать нельзя – в этих материях прогнозы просто бесполезны. Но, по мнению астрофизика Александра Панова, который, собственно, и построил кривую сменяющих друга друга эпох (опираясь на данные своих предшественников, в том числе физика Сергея Капицы, эволюциониста Грэма Снукса и историка Игоря Дьяконова), кое-что можно попробовать предсказать. Панов считает, что одним из следствий «волны кризисов» может быть изменение положения науки в обществе.
«Любое прогрессивное явление в эволюции не может быть таковым вечно, лидеры в эволюции сменяют друг друга, — говорит он. — В этом смысле наука — типичное прогрессивное явление, она возникла в ответ на некие кризисы и служила для их преодоления. Наука, как основа формирования вектора развития человеческой цивилизации, не может быть вечным лидером… Науке на смену должен прийти какой-то другой лидер, о котором мы пока ничего не знаем. Наука при этом не исчезнет полностью, она перейдет в более подчиненное состояние, займет иное место в человеческой цивилизации».
Это некое общефилософское утверждение, но, по словам Панова, можно отыскать нечто более конкретное. Например, с 2007 года число публикуемых ежегодно научных статей (и электронных, и бумажных) стало снижаться, впервые почти за два века: c 1817 года их число ВСЕГДА росло. Все в итоге может оказаться некой случайностью, но, возможно, не стоит расслабляться и это один из первых признаков надвигающиеся сингулярности… К слову, если помните, у астрономов сингулярностью называется черная дыра…
Данная статья основана на стенограмме лекции старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ Александра Панова, прочитанной им во время конгресса Global Future — 2045 (Москва, 17-20 февраля 2012 года). Стенограмму и видео лекции можно найти на сайте http://www.gf2045.ru/persons/