«Божий суд», 1513 г. // commons.wikimedia.org
Историк Ольга Тогоева о том, что такое Божий суд, чем ордалии отличались от пыток и как проверяли обвиняемых с помощью воды, огня, хлеба и сыра
Ордалии (judicium Dei) — это система судебных доказательств, принятая в Западной Европе в раннее Средневековье и существовавшая преимущественно до XIV века. Традиционно считается, что они применялись при обвинительной процедуре (accusatio), которая предполагала, что единственным судьей как в гражданских, так и в уголовных процессах являлся сам Господь.
Свидетельства об ордалиях
Самые ранние письменные свидетельства о существовании института ордалий относятся к VI–VIII векам. Церковные ordines (своды правил проведения подобных испытаний), в большинстве своем вошедшие в классическое издание Monumenta Germaniae Historica, датируются IX–XIV веками и в основном происходят из региона Francia, включавшего Среднюю Германию, Лотарингию и Северную Францию — территории, где особо сильные позиции занимали прелаты во главе с Хинкмаром Реймсским, считавшие ордалию вернейшим судебным доказательством вины или невиновности подозреваемого. Впрочем, подобные правила обвинительной процедуры бытовали и во многих других европейских регионах. Последние своды ordines (всего их насчитывается 19) датируются XIV веком, и это обстоятельство свидетельствует о чрезвычайной живучести Божьего суда. Сохранились также 35 отдельных «правил», посвященных наиболее распространенным типам ордалий (каленым железом, кипятком, холодной водой, хлебом и сыром) и дошедших до нас как в отдельных рукописях, так и в кодексах.
Божий суд
Ни один чиновник не мог по собственному почину начать расследование преступления. Необходимо было, чтобы в суд явился обвинитель. Если же и через год обвинитель не находился, дело, даже если оно оставалось нераскрытым, следовало прекратить. При наличии доноса судебные чиновники получали право арестовать одновременно и обвинителя, и обвиняемого. Их вместе вызывали на заседание, где обвинение должно было быть повторено вслух. Ответчик либо сразу признавался в содеянном, либо отрицал свое участие в преступлении и требовал проведения ордалии — физического испытания, в ходе которого его невиновность была бы доказана.
Роль тех, кого исследователи привычно называют судьями, в подобных процессах оказывалась минимальной, ведь решение о виновности или невиновности человека формально выносили не они. Светские чиновники и представители церкви, участие которых при проведении ордалии являлось обязательным, выступали лишь свидетелями проявления Божьей воли, поскольку Господь рассматривался как единственный, Высший судия, кому доступна истинная правда о преступлении и кто может вынести приговор обвиняемому — и сделать это исключительно посредством тела человека.
Виды ордалий
Исследователи традиционно выделяют три вида средневековых ордалий. Двусторонние (активные) ордалии предполагали участие в испытании сразу и обвинителя, и обвиняемого. К ним относился, в частности, судебный поединок (purgatio vulgaris), на котором с оружием в руках сражались противоборствующие стороны или их законные представители («чемпионы»). Если побеждал обвинитель, ответчика ждала неминуемая кара. В обратной ситуации доносчик сам оказывался в роли преступника, и его судили за лжесвидетельство. На протяжении всего Средневековья судебный поединок оставался одной из самых распространенных ордалий на всей территории Европы. Менее известным являлось двустороннее испытание крестом (judicium crucis), которое проводилось в церкви. Здесь обвинитель и обвиняемый должны были встать друг напротив друга рядом с распятием и скрестить руки на груди: тот, кто опускал руки первым, считался проигравшим. Такой вариант ордалии был распространен, в частности, на территории современных Англии, Ирландии и Дании.
Значительно более активно в эпоху Средневековья использовались односторонние (пассивные) ордалии, являвшиеся также самыми разнообразными. Обвиняемый мог предложить суду испытать его посредством каленого железа (ferrum candes, ignitum): брусок следовало определенное время подержать в руке, и, если через три дня на коже не оставалось никаких следов от ожога, человек признавался невиновным. На тот же эффект была рассчитана и ордалия кипятком (aqua fervens), в который нужно было опустить одну или обе руки. Иногда также подобная ордалия предполагала использование лемехов плуга (examen vomerum ignitorum), которые раскаляли добела и на которых ответчику следовало простоять какое-то время босиком. Более сложным вариантом считалась ордалия холодной водой (aqua frigida), когда обвиняемого на веревке опускали связанным в близлежащий водоем и наблюдали за его «плаванием». Если человек начинал тонуть, его объявляли невиновным, в обратном случае приговаривали как преступника. Весьма специфичной являлась и ордалия хлебом и сыром, когда подозреваемому перетягивали желудок и заставляли проглотить определенную меру съестного; те же правила действовали и в том случае, когда в горло ему вливали воду или иное питье. Такие испытания получили особую популярность, к примеру, на территории современной Италии.
Наконец, в отдельную группу выделялись «Божественные» ордалии, или ордалии чудом. К примеру, считалось, что на целование креста (иконы) в церкви или на посещение могилы святого может отважиться лишь невиновный человек. Точно так же только он побеждал при бросании жребия или иных вариантах гадания.
Отличие ордалий от пыток
Формальных, но от того не менее значимых различий между ордалией и пыткой существовало довольно много. Прежде всего речь шла о доказательстве вины подозреваемого (в случае ордалии) и о средстве получения такого доказательства, то есть признания арестованного (в случае использования пытки). Решение о применении ордалии исходило исключительно от самого ответчика, тогда как пытку имели право назначать сами судьи. Как следствие, при ордалии главными действующими лицами всегда являлись обвинитель и обвиняемый. На пытке же обвиняемый оказывался один на один с судьей. Более того, в ней не принимали участия священники. Соответствующим образом менялся и сам мистический характер испытания: если в первом случае решение ожидалось непосредственно от Господа, то во втором приговор выносили люди, наделенные судебной властью.
Ордалии через поединки
Одной из наиболее активно используемых на протяжении всего позднего Средневековья и раннего Нового времени оставалась двусторонняя ордалия через судебный поединок — обращения к ней, к примеру, во Французском королевстве фиксируются еще в конце XVI века. Впоследствии правила проведения подобных поединков легли в основу уже дуэльного кодекса. Не менее популярными являлись в этот период и «Божественные» ордалии: необъяснимое спасение из тюрьмы или с места казни; обрыв веревки, на которой вешали осужденного; внезапное обрушение лестницы, ведущей на эшафот; появление крови на теле убитого при одном лишь приближении к нему истинного преступника — все эти случаи продолжали восприниматься окружающими как истинные чудеса, как проявление воли Господа, указывавшего таким образом на виновность или невиновность человека.
Вера во вмешательство свыше в дела людей, в том числе в судебной сфере, оставалась присуща жителям современной Италии, Франции, Англии, Германии, Нидерландов, Польши, Венгрии вплоть до XVI–XVII веков. Столь же значимым по-прежнему было для них и обращение к односторонним ордалиям. Так называемое плавание применялось в английских ведовских процессах до начала XVIII века. Испытание ведьм взвешиванием с последующей выдачей соответствующего сертификата практиковалось в Германии вплоть до XVIII века. Древнерусские обычаи крестного целования или бросания жребия присутствовали в судебной практике еще в XVI веке, как отмечал Джильс Флетчер, британский посол при дворе Бориса Годунова. А обычай не вешать повторно человека, сорвавшегося с виселицы, был законодательно отменен лишь при Петре I. Только в XVIII веке система ордалических доказательств вины или невиновности человека уступила в Европе место более рациональным принципам судопроизводства.
Источник: ПостНаука