«Божий суд», 1513 г. // commons.wikimedia.org
Историк Ольга Тогоева о том, что такое Божий суд, чем ордалии отличались от пыток и как проверяли обвиняемых с помощью воды, огня, хлеба и сыра
Ордалии (judicium Dei) — это система судебных доказательств, принятая в Западной Европе в раннее Средневековье и существовавшая преимущественно до XIV века. Традиционно считается, что они применялись при обвинительной процедуре (accusatio), которая предполагала, что единственным судьей как в гражданских, так и в уголовных процессах являлся сам Господь.
Свидетельства об ордалиях
Самые ранние письменные свидетельства о существовании института ордалий относятся к VI–VIII векам. Церковные ordines (своды правил проведения подобных испытаний), в большинстве своем вошедшие в классическое издание Monumenta Germaniae Historica, датируются IX–XIV веками и в основном происходят из региона Francia, включавшего Среднюю Германию, Лотарингию и Северную Францию — территории, где особо сильные позиции занимали прелаты во главе с Хинкмаром Реймсским, считавшие ордалию вернейшим судебным доказательством вины или невиновности подозреваемого. Впрочем, подобные правила обвинительной процедуры бытовали и во многих других европейских регионах. Последние своды ordines (всего их насчитывается 19) датируются XIV веком, и это обстоятельство свидетельствует о чрезвычайной живучести Божьего суда. Сохранились также 35 отдельных «правил», посвященных наиболее распространенным типам ордалий (каленым железом, кипятком, холодной водой, хлебом и сыром) и дошедших до нас как в отдельных рукописях, так и в кодексах.
![Ордами водой, 1513 г.](https://postnauka.ru/files/images/2/0/4/8/4/0/0/0/0/0/4Hd-e4F0Qv__E-VlyejvoJ_R-eYX9gNb.jpg)
Божий суд
Ни один чиновник не мог по собственному почину начать расследование преступления. Необходимо было, чтобы в суд явился обвинитель. Если же и через год обвинитель не находился, дело, даже если оно оставалось нераскрытым, следовало прекратить. При наличии доноса судебные чиновники получали право арестовать одновременно и обвинителя, и обвиняемого. Их вместе вызывали на заседание, где обвинение должно было быть повторено вслух. Ответчик либо сразу признавался в содеянном, либо отрицал свое участие в преступлении и требовал проведения ордалии — физического испытания, в ходе которого его невиновность была бы доказана.
Роль тех, кого исследователи привычно называют судьями, в подобных процессах оказывалась минимальной, ведь решение о виновности или невиновности человека формально выносили не они. Светские чиновники и представители церкви, участие которых при проведении ордалии являлось обязательным, выступали лишь свидетелями проявления Божьей воли, поскольку Господь рассматривался как единственный, Высший судия, кому доступна истинная правда о преступлении и кто может вынести приговор обвиняемому — и сделать это исключительно посредством тела человека.
Виды ордалий
Исследователи традиционно выделяют три вида средневековых ордалий. Двусторонние (активные) ордалии предполагали участие в испытании сразу и обвинителя, и обвиняемого. К ним относился, в частности, судебный поединок (purgatio vulgaris), на котором с оружием в руках сражались противоборствующие стороны или их законные представители («чемпионы»). Если побеждал обвинитель, ответчика ждала неминуемая кара. В обратной ситуации доносчик сам оказывался в роли преступника, и его судили за лжесвидетельство. На протяжении всего Средневековья судебный поединок оставался одной из самых распространенных ордалий на всей территории Европы. Менее известным являлось двустороннее испытание крестом (judicium crucis), которое проводилось в церкви. Здесь обвинитель и обвиняемый должны были встать друг напротив друга рядом с распятием и скрестить руки на груди: тот, кто опускал руки первым, считался проигравшим. Такой вариант ордалии был распространен, в частности, на территории современных Англии, Ирландии и Дании.
Значительно более активно в эпоху Средневековья использовались односторонние (пассивные) ордалии, являвшиеся также самыми разнообразными. Обвиняемый мог предложить суду испытать его посредством каленого железа (ferrum candes, ignitum): брусок следовало определенное время подержать в руке, и, если через три дня на коже не оставалось никаких следов от ожога, человек признавался невиновным. На тот же эффект была рассчитана и ордалия кипятком (aqua fervens), в который нужно было опустить одну или обе руки. Иногда также подобная ордалия предполагала использование лемехов плуга (examen vomerum ignitorum), которые раскаляли добела и на которых ответчику следовало простоять какое-то время босиком. Более сложным вариантом считалась ордалия холодной водой (aqua frigida), когда обвиняемого на веревке опускали связанным в близлежащий водоем и наблюдали за его «плаванием». Если человек начинал тонуть, его объявляли невиновным, в обратном случае приговаривали как преступника. Весьма специфичной являлась и ордалия хлебом и сыром, когда подозреваемому перетягивали желудок и заставляли проглотить определенную меру съестного; те же правила действовали и в том случае, когда в горло ему вливали воду или иное питье. Такие испытания получили особую популярность, к примеру, на территории современной Италии.
Наконец, в отдельную группу выделялись «Божественные» ордалии, или ордалии чудом. К примеру, считалось, что на целование креста (иконы) в церкви или на посещение могилы святого может отважиться лишь невиновный человек. Точно так же только он побеждал при бросании жребия или иных вариантах гадания.
![Испытания огнем, Дирк Баутс, XV век (фрагмент)](https://postnauka.ru/files/images/2/0/4/8/5/0/0/0/0/0/utRtlbYTX3a7R6VgOD8GklLr2hMg9iw_.jpg)
Отличие ордалий от пыток
Формальных, но от того не менее значимых различий между ордалией и пыткой существовало довольно много. Прежде всего речь шла о доказательстве вины подозреваемого (в случае ордалии) и о средстве получения такого доказательства, то есть признания арестованного (в случае использования пытки). Решение о применении ордалии исходило исключительно от самого ответчика, тогда как пытку имели право назначать сами судьи. Как следствие, при ордалии главными действующими лицами всегда являлись обвинитель и обвиняемый. На пытке же обвиняемый оказывался один на один с судьей. Более того, в ней не принимали участия священники. Соответствующим образом менялся и сам мистический характер испытания: если в первом случае решение ожидалось непосредственно от Господа, то во втором приговор выносили люди, наделенные судебной властью.
Ордалии через поединки
Одной из наиболее активно используемых на протяжении всего позднего Средневековья и раннего Нового времени оставалась двусторонняя ордалия через судебный поединок — обращения к ней, к примеру, во Французском королевстве фиксируются еще в конце XVI века. Впоследствии правила проведения подобных поединков легли в основу уже дуэльного кодекса. Не менее популярными являлись в этот период и «Божественные» ордалии: необъяснимое спасение из тюрьмы или с места казни; обрыв веревки, на которой вешали осужденного; внезапное обрушение лестницы, ведущей на эшафот; появление крови на теле убитого при одном лишь приближении к нему истинного преступника — все эти случаи продолжали восприниматься окружающими как истинные чудеса, как проявление воли Господа, указывавшего таким образом на виновность или невиновность человека.
Вера во вмешательство свыше в дела людей, в том числе в судебной сфере, оставалась присуща жителям современной Италии, Франции, Англии, Германии, Нидерландов, Польши, Венгрии вплоть до XVI–XVII веков. Столь же значимым по-прежнему было для них и обращение к односторонним ордалиям. Так называемое плавание применялось в английских ведовских процессах до начала XVIII века. Испытание ведьм взвешиванием с последующей выдачей соответствующего сертификата практиковалось в Германии вплоть до XVIII века. Древнерусские обычаи крестного целования или бросания жребия присутствовали в судебной практике еще в XVI веке, как отмечал Джильс Флетчер, британский посол при дворе Бориса Годунова. А обычай не вешать повторно человека, сорвавшегося с виселицы, был законодательно отменен лишь при Петре I. Только в XVIII веке система ордалических доказательств вины или невиновности человека уступила в Европе место более рациональным принципам судопроизводства.
Источник: ПостНаука