#Клуб

В этом году планируется возобновить испытательные пуски ракет семейства «Ангара». Старт «тяжеловеса» серии – носителя «Ангара-А5» – намечен на третий квартал. Накануне события «Русский космос» встретился с генеральным конструктором КБ «Салют» (структурное подразделение центра имени М.В. Хруничева) Сергеем Кузнецовым.

– Как известно, Центр Хруничева некоторое время назад начал перенос производства ракет серии «Ангара» из Москвы на ваше омское предприятие ПО «Полет» в связи с особенностями конструирования именно этого семейства. Расскажите, пожалуйста, как проходит процесс перебазирования данного производства в Омск?

– Строго говоря, это не совсем процесс перебазирования, ведь в Москве такое производство не велось. На московской площадке изготавливался опытный образец машины «Ангара». Здесь же, в Омске, создается полноценное серийное производство этих ракет-носителей. Конечно, процесс подготовки серийного производства такого высокотехнологического проекта весьма затратный и тяжелый, но мы рады сообщить, что в настоящий момент он уже на заключительной стадии.

Сейчас в Омске практически полностью изготавливаются так называемые УРМ-1 (универсальные ракетные модули. – Ред.), из которых в дальнейшем собираются первая и вторая ступени наших ракет-носителей «Ангара». Третья ступень производится на московской площадке Центра Хруничева, по причине размещения определенного оборудования. Пока итоговая сборка машины будет производиться у нас на московской площадке, так как контрольно-испытательная станция для заключительных электропроверок находится в Москве.

– Раскройте, пожалуйста, для нас планируемые даты завершения испытаний и начала серийного производства ракеты?

– Как вы понимаете, наше самое современное семейство ракет-носителей «Ангара», и в частности тяжелая машина «Ангара-А5», должно заменить нашу предыдущую серию ракет-носителей «Протон». Для этого с Министерством обороны была достигнута договоренность, выпущено техническое задание о завершении конструкторских работ до 2022 г. Тогда же будет дан зеленый свет изготовлению уже серийных ракет «Ангара».

– А сколько запусков следует совершить, чтобы ракета вышла в серийное производство?

– По действующему контракту для тяжелой ракеты запланированы шесть пусков. Один старт уже был – осталось пять: они должны показать, что «Ангара» соответствует всем предъявляемым требованиям, после чего можно будет начинать серийное производство. Все пуски «Ангары», как известно, предусмотрены с космодрома Плесецк.

– Какие именно модели «Ангары» будут запущены в серийное производство и какие из них планируется применять для коммерческих пусков?

– В настоящий момент активно разрабатываются две основные модели: тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» и ракета-носитель легкого класса  – «Ангара-1.2». Традиционно коммерческий потенциал тяжелых машин, конечно, выше, чем у легких. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что геостационарные спутники на орбите всегда пользуются устойчивым спросом, поэтому услуги по их выведению всегда крайне востребованы. Ну и, конечно, тяжелые ракеты просто дороже.

Однако в последнее время активно развиваются низкоорбитальные системы спутниковой связи на основе малых космических аппаратов, и поэтому в перспективе легкие ракеты будут очень востребованы на рынке. Таким образом, мы рассчитываем, что легкая версия «Ангары» будет приносить не меньшую прибыль, чем тяжелая.

– А какой процент выпускаемой продукции вашего предприятия придется на серию «Ангара»?

 – Мы ожидаем, что не менее 50% загрузки будут составлять ракеты-носители «Ангара» во всех модификациях.

– На какую дату намечен ближайший пуск? Есть ли сегодня понимание, какова будет полезная нагрузка?

– Традиционно для нашей отрасли характерно ежеквартальное планирование. Пока мы планируем запустить ракету «Ангара-А5» в третьем квартале. Что касается целей нового запуска «Ангары» и полезной нагрузки, то они уже определены соответствующим решением, подписанным министром обороны. Основная цель, конечно, подтвердить характеристики и их соответствие требованиям технического задания. Полезной же нагрузкой будет имитатор космического аппарата, который будет выводиться на орбиту.

– Отлично, давайте сейчас обсудим некоторые технические вопросы. Как известно, ракеты «Ангара» имеют современную модульную конструкцию. В чем состоят преимущества подобного решения?

– Начнем с того, что такая конструкция дает возможность собирать ракеты любой конфигурации. На базе универсальных модулей можно конструировать довольно широкий модельный ряд «Ангары» – начиная от ракет легкого класса и заканчивая тяжелым классом с повышенной грузоподъемностью, как, например, конфигурация «5В» для полетов к Луне и планетам Солнечной системы.

– А есть ли пределы для укрупнения полезной нагрузки ракет с помощью этих модулей?

– Делать ракету сверхтяжелого класса с использованием универсальных модулей легкого класса тяжело и непрактично – ведь таких модулей потребуется довольно большое количество. В результате такая ракета будет расти в габаритах, что снизит эффективность подобного решения в целом. Поэтому в России делают сверхтяжелые ракеты с использованием универсальных модулей из ракет среднего класса.

Что же касается наших партнеров на Западе, то, например, Falcon 9* – это собственно носитель среднего класса, который является модулем для сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy.

– Расскажите, как построен сам алгоритм производства универсальных ракетных модулей.

– При изготовлении реализуются требования, которые заложены в конструкторской документации. В процессе сборки УРМ нет ничего необычного. Так как основная несущая конструкция любой ракеты – это баки, то с них и начинается изготовление. Баки также и самые крупногабаритные элементы любой ракеты. Дальше баки собираются в ступень, оснащаются аппаратурой, к ним стыкуются двигатели, проводятся испытания. На этом, собственно, сборка ракеты завершается.

– Какие уникальные технологии используются сейчас в производстве «Ангары» или планируются к применению в будущем?

– В настоящий момент уже применяется высокопроизводительное и высокоточное оборудование для изготовления вафельного фона для баков первой/второй ступени «Ангары». Оно как раз размещено в Омске, где первый комплект таких обечаек уже был изготовлен. Это оборудование довольно уникально – в мире таких станков насчитывается не более десятка. А в будущем мы, помимо использования этого высокопроизводительного оборудования, планируем внедрить в конструкцию баков фрикционную сварку. Она позволяет существенно поднять качество сварных швов, и тем самым мы сможем снизить запасы, заложенные в документации. Это дополнительно даст прирост массы полезной нагрузки, выводимой ракетой-носителем.

– В СМИ часто сравнивают показатели «Ангары» и Falcon 9 и при этом делают вывод, что коммерческие пуски «Ангары» будут дороже, а значит «Ангара» не сможет конкурировать с ракетами SpaceX. Насколько верны такого рода расчеты?

– Оценивать стоимость запуска «Ангары», учитывая, что ракета только проходит испытания, сейчас некорректно. Говорить об окончательной стоимости «Ангары», как и об окончательной стоимости Falcon, преждевременно. Мы все живем в условиях высококонкурентной среды, и, как вы понимаете, цена определяется совокупностью различных факторов. Совсем недавно, когда Falcon 9 выходила на рынок, ее считали абсолютно неконкурентной – даже по сравнению с нашей предыдущей ракетой «Протон», которой первая проигрывала практически по всем показателям, в том числе и по цене. Но, как и в данный момент с «Ангарой», те Falcon’ы были опытными машинами, на которых SpaceX отрабатывал технологии, доказывал правильность примененных решений, «показывал свой товар лицом». Естественно, из-за низкосерийности стоимость тех машин была значительно выше, чем у «Протона». Но постепенно, шаг за шагом, оптимизируя технологию производства, Falcon смог опуститься даже чуть ниже «Протона».

Для того чтобы закрепиться на рынке, мы с «Ангарой» проделаем те же самые шаги. Нам предстоит кропотливая работа, но с учетом решений, которые заложены в «Ангару», с учетом тех перспективных технологий, которые мы предполагаем внедрить, я не сомневаюсь, что «Ангара» составит достойную конкуренцию не только Falcon’у, но и всем другим перспективным иностранным ракетам-носителям.

– А какие конкурентные преимущества будут у «Ангары» относительно зарубежных носителей, в первую очередь по сравнению с ракетами SpaceX – Falcon 9 и Falcon Heavy?

– Прежде всего, это, конечно, наши двигатели. Если вы посмотрите на характеристики двигателей, которые применены в «Ангаре», то они на голову выше тех двигателей, которые используются в Falcon. Недаром подобные двигатели до сих пор, несмотря на санкции, Соединенные Штаты закупают у нас для укомплектования своих ракет. Мы в «Ангаре» изначально применили двигатели НПО «Энергомаш» и КБХА со сверхвысокими удельными энергетическими характеристиками. Это технологическое решение благоприятно сказывается на расходовании топлива: соответственно с тем же запасом топлива «Ангара» способна выводить большую полезную нагрузку.

В настоящий момент эти двигатели несколько дороже двигателей Merlin, которые применяет SpaceX, но, как я уже говорил, это лишь вопрос времени. С освоением серийного производства цена точно снизится, а характеристики останутся на изначально высоком уровне. Так что это серьезное конкурентное преимущество, которое позволяет «Ангаре», несмотря на худшие географические условия космодромов старта, составлять достойную конкуренцию продукции SpaceX.

– Как вы отметили ранее, «Ангара» заменит носитель «Протон», а также будет использоваться для реализации российской лунной программы. Какие еще задачи будет решать это семейство?

– Основной задачей данной ракеты является поддержание отечественной спутниковой группировки в надлежащем состоянии. Вторая цель – это, безусловно, достойное присутствие России на международном коммерческом рынке пусковых услуг. Третьим важным направлением мы считаем научно-исследовательские задачи: это и освоение Луны, и полеты к другим планетам, и исследование Галактики. Все эти задачи «Ангара», думаю, с честью будет выполнять в будущем.

– И последний вопрос: участвует ли молодежь в освоении серийного производства?

– К сожалению, как и во всей отрасли, средний возраст работников предприятия довольно высокий, но последнее время предпринимаемые руководством предприятий и отрасли усилия дают положительный эффект. Средний возраст у нас снижается: молодежь охотнее устраивается к нам на работу и все свои знания и умения, полученные в высших учебных заведениях, реализует на практике. Средний возраст по предприятию составляет около 45 лет. Это неплохая цифра, тем не менее есть куда стремиться. Кстати, здесь одним из лидеров является как раз наше перспективное предприятие – омский ПО «Полет». Выпускники охотно идут сюда работать и гордятся этим. Администрация Омской области уделяет большое внимание трудоустройству молодежи на наше предприятие, поэтому здесь средний возраст ниже, чем в среднем по Центру Хруничева.

Источник: https://www.roscosmos.ru/media/img/2020/March/rk_2020-01.pdf.