#Клуб

В качестве примера отказа от использования бумаги Оксфордскому словарю английского языка следовало бы упомянуть переход от чертежей к системе автоматизированного проектирования (CAD): это явление куда более важное, чем замена печатных акционерных сертификатов на их электронные версии. В ходе этой мнимой дематериализации были сокращены целые бюро чертежников с кульманами, а множество бумажных чертежей, хранившихся в тяжелых стальных шкафах, сменились изображениями на экранах и электронными документами сначала на пленках, а затем на магнитных носителях, жестких дисках и различных портативных устройствах. Системы автоматизированного проектирования, которые изначально  позволяли работать с двухмерными изображениями, а сегодня дают возможность создавать сложные трехмерные чертежи, сначала использовались военными. Компания General Motors начала разрабатывать свою систему CAD в конце 1950-х, в 60-х к ним присоединились конструкторы коммерческих самолетов (Weisberg, 2008). Количество чертежей, используемых в производстве сложных машин, быстро росло – сначала в период с 1890 по 1920 год с появлением двигателей внутреннего сгорания и заменой паровых моторов турбинами, а затем, с 1900-х по 1930-е гг., - в связи с применением бензиновых и дизельных двигателей в более продвинутых конструкциях легковых и грузовых автомобилей. Усложнение конструкции самолетов привело к увеличению количества чертежей еще на порядок. Чтобы построить бомбардировщик времен Второй мировой войны, нужно было около 8000 чертежей, а начало использования реактивных двигателей (в 1940-х годах для военных образцов и десять лет спустя для гражданских) и внедрение широкофюзеляжных реактивных лайнеров в 1960-х потребовало увеличения количества чертежей еще на порядок. Для Боинга-747, сконструированного в 1965 году и запущенного в производство в 1969-м, требовалось около 75 тысяч чертежей, а это почти 8 т бумаги (Boeing, 2012). Именно поэтому в 70-х гг. компания Боинг разработала на базе вычислительных машин CAD-систему, в которой хранилось более миллиона чертежей и которую через более чем 25 лет службы заменили на серверную операционную систему SunSolaris (Nielsen, 2003). В 1990-е годы такие самолеты, как Боинг-767 и Аэробус-340, стали наиболее впечатляющими воплощениями технологий CAD. Даже самые ранние системы CAD часто вдвое сокращали время, необходимое для реализации конкретной задачи, а дальнейшее их развитие позволило уменьшить потребности в рабочей силе до 10–20% от первоначального уровня. Не менее важным следствием перехода на автоматизированное проектирование была экономия бумаги: если раньше для исправления целых чертежей требовалось много расчетов и труда, то теперь это лишь несколько кликов мышкой. Например, при проектировании B-29 (Stratofortress – крупнейшего и наиболее сложного американского дальнего бомбардировщика Второй мировой войны) на каждый окончательный чертеж в конечном промышленном образце приходилось более 4000 предварительных, которые просто выбрасывались (Herman, 2012). CAD же значительно упрощает эксперименты с различными вариантами и правками: программное обеспечение отслеживает изменения по всему проекту и самостоятельно корректирует все нужные чертежи. Когда использование систем CAD стало нормой, они заменили экспериментальные, пробные, предварительные и окончательные чертежи почти во всех отраслях строительства, промышленности и проектирования сетей нематериальными электронными версиями. Менее чем за два поколения в развитых странах произошла практически полная дематериализация проектирования. Конечно, лишь оценив то, от чего мы отказались, мы сможем понять, было ли это дематериализацией или нет, и поэтому я называю этот вид дематериализации «мнимой». Благодаря CAD, в прошлое ушли большие и маленькие листы бумаги, чертежные столы, стулья, инструменты и огромные железные шкафы, в которых все это хранилось, но создание и хранение нематериальных чертежей требует развитой инфраструктуры: современных компьютеров, устройств хранения резервных копий больших массивов данных и коммуникационных сетей, от специализированного программного обеспечения (для разработки которого нужны другие компьютеры) до широких плоских экранов и целых помещений с серверами, необходимыми для обработки Интернет-трафика (глобализация проектирования и использование труда субподрядчиков с других континентов, будь то проектирование мобильных телефонов или самолетов, требующие постоянного обмена предложениями и документацией в мировом масштабе), не говоря уже о значительно более активном использовании электричества и инфраструктуры, необходимой для его бесперебойной подачи (выработка электричества методом сжигания ископаемого топлива или из возобновляемых источников, преобразование тока и его передача по высоковольтным и распределительным сетям к конечным потребителям). Таким образом, даже, казалось бы, яркие примеры дематериализации в действительности представляют собой всего лишь сложную форму замены одних материалов на другие. Распространение CAD позволило сократить вырубку лесов, производство целлюлозы, бумаги и чертежных инструментов, а также мебели для их хранения – но вместе с тем создало дополнительную потребность в сложной (и энергоемкой) материальной инфраструктуре современного электронного мира, а, следовательно, и в материалах, необходимых для бесперебойного энергоснабжения этих систем. Учитывая сложность современных электрических и электронных систем, их активное использование и различные сроки службы (программное обеспечение или интерфейсы заменяются через несколько месяцев, тепловые электростанции работают на протяжении десятилетий), очень трудно придумать метод общей оценки баланса материалов, используемых в работе и эксплуатации таких сложных структур, пришедших на замену бумаге. Даже если бы такие замены были проще, нет сомнений, что они бы вызвали множество различных последствий. Микропроцессоры помогли провести дематериализацию огромного количества продуктов и услуг, от книг (электронные книги, которые можно читать на компьютерах и различных электронных устройствах) и учебных материалов (онлайн-уроки иностранных языков и семинары с преподавателями из других стран) до банковских ведомостей, счетов-фактур от поставщиков, корреспонденции (e-mail), билетов на транспорт (электронные билеты на экранах мобильных телефонов), телефонных справочников (несмотря на то, что толстые сборники телефонных номеров можно найти и сейчас) и карт. Новые электронные формы искусства не требуют полотен, красок, камня и глины, электронные палитры состоят из миллионов оттенков; и, хотя большие музеи мира явно не исчезнут вслед за печатными акционерными сертификатами, многие из них предоставляют возможность не выходя из дома посетить все их залы онлайн (список музеев, которые предлагают виртуальные туры, есть на сайте http://www.virtualfreesites.com/museums.museums.html). Очевидно, что для создания виртуального тура по небольшому музею потребуется совсем другая электронная инфраструктура (в том числе резервные копии материалов и разработок), нежели для создания и эксплуатации системы бронирования и электронных билетов крупной международной авиалинии. А рассчитать последствия такой дематериализации будет еще сложнее. Доступность онлайн-бронирования для всех авиалиний, осуществляющих перелеты по определенному маршруту, способствовала росту конкуренции, снижению цен и увеличению частоты перелетов. Бумажные билеты ушли в прошлое, но для поддержания сложных систем, обеспечивающих международные перелеты, требуется еще больше материалов. Аналогичным образом, виртуальный тур по музею может побудить кого-то поехать и увидеть экспозицию своими глазами, но мы никогда не узнаем, как виртуальные экскурсии в действительности влияют на количество материалов, необходимых для работы современного музея. Ясно одно: эти материалы никуда не денутся.

 

Источник: Создание современного мира. Материалы и дематериализация. Глава 5.