Клуб

Король инструментов

 

Предок органа назывался гидравлос (давление воды создавало потоки воздуха нужной силы). В нём было около десяти труб — всего ничего по сравнению с современными органами, состоящими из тысяч, а порой из десятков тысяч труб. Этот музыкальный инструмент появился ещё в Античности: по некоторым свидетельствам, его придумал Ктесибий — древнегреческий математик и механик, основатель пневматики.

 

 
 
33116 труб

у самого большого органа в мире. Находится он в концертном зале Бордуок в Атлантик-Сити (США). Инструмент построили на рубеже 20–30-х годов прошлого столетия. Весит этот музыкальный гигант около 300 тонн.

 

В Раннем Средневековье появились инструменты, совсем близкие к нынешним. Благодаря огромному количеству труб они создавали объёмное и очень мощное звучание — столь впечатляющее, что слушатели назвали орган «королём инструментов». Люди полагали, что его звуки обладают мистической силой, место которой в доме Бога — храме. Сегодня, разумеется, услышать орган можно не только в католических и протестантских храмах — как мы уже знаем, даже помещения архивов и музеев переоборудуют под концертные залы. Тем не менее почтительное отношение к этому музыкальному инструменту сохраняется. Открытие органа после установки называется инаугурацией, а ответственного за него человек — смотрителем.

 

Павел Кравчун стал смотрителем органа Московского международного Дома музыки в 2004 году. А до этого он был одним из главных экспертов при строительстве инструмента — сформулировал техническое задание и следил за его выполнением. По словам Кравчуна, архитекторы хотели сделать инструмент компактным, но он смог переубедить их — так орган Дома музыки вырос до размеров пятиэтажного дома. У этого тридцатитонного музыкального сооружения около 6000 труб, 4 мануала — ручные клавиатуры и педальная (ножная) клавиатура.

 

 

Чтобы трубы органа звучали, нужен мощный воздушный поток — внутри современных инструментов он нагнетается при помощи электромоторов. Несколько веков назад роль таких моторов выполняли люди — их называли калькантами, или качальщиками: весом собственного тела они давили на специальные мехи инструмента, загоняя воздух внутрь.
Группы труб с похожим звучанием называются регистрами и включаются специальными рычагами на боковых панелях пульта органа. Органист включает нужный регистр, нажимает на клавишу, и тонкие деревянные рейки открывают клапан, пуская воздушный поток к нужной трубе.
Воздух в трубах колеблется по-разному, соответственно, и звучит различно — в зависимости от типа трубы и её размера, а также от температуры и влажности