#Клуб
 
 
Лев Термен
(1896–1993) — советский физик, инженер и изобретатель. Учился в консерватории по классу виолончели и одновременно на физико-математическом факультете Петроградского университета. Работал под руководством академика Абрама Иоффе, которого нередко называют отцом советской физики, в Физико-техническом институте. Создал несколько инновационных музыкальных инструментов. Наиболее известный среди них — терменвокс.

— Безусловно, именно создание новых принципов звучания и управления звуком были его главной целью, — вспоминает наставника Павел Кравчун.

В далёком 1920 году Лев Термен открыл принципиально новый метод создания звука и представил публике терменвокс. Этот инструмент — воплощение мечты об устранении барьеров между музыкантом и мелодией — заинтересовал не только научное сообщество, но и высшее руководство страны. Известно даже, что в 1922 году Термен добился встречи с Лениным, который увидел в изобретении способ пропаганды электрификации. Так физик-музыкант получил разрешение на проезд по железным дорогам страны и отправился в многолетний тур по СССР. В 1927 году его пригласили на выставку в Германию. Там диковинный инструмент произвёл настоящий фурор, и Термена стали звать выступать с концертами в Европу и США.

 

Терменвокс
Первый электронный музыкальный инструмент, позволяющий извлекать звуки бесконтактно. Происходит это за счёт изменения электрической ёмкости, которую провоцирует движение руки исполнителя около антенны прибора. Изначально Лев Термен вовсе не планировал создавать музыкальный инструмент — он разрабатывал охранную сигнализацию, реагирующую на движения. С этой задачей он справился, однако изобретательская мысль и любовь к музыке увели его дальше — в область гармоничных звуков. Первое время инструмент называли этеротоном (от лат. aether — эфир), чтобы подчеркнуть, что звуки извлекаются прямо из воздуха, без каких-либо механических воздействий на инструмент.

В 1928 году Лев Термен переехал в Соединённые Штаты, где запатентовал терменвокс и наладил его серийное производство. Однако в конце 1930-х Народный комиссариат внутренних дел СССР потребовал от Термена вернуться в Москву. По возвращении его осудили по сфабрикованному делу и отправили на строительные работы в лагерь на Колыму. Там быстро разглядели уникальный изобретательский ум Термена и перевели его в опытно-конструкторское бюро при НКВД — ЦКБ-29, которое в народе называли «Туполевской шарагой». Вместе со своим юным помощником, коим был не кто иной, как Сергей Королёв (в будущем знаменитый конструктор ракетно-космической техники), Термен занимался военными разработками. Естественно, даже по окончании уголовного срока путь за рубеж ему был заказан. Он остался в Москве, какое-то время проработал в Московской консерватории, которую иронично называл «самой консервативной организацией», а позже перешёл на физфак МГУ. Формально в университете он числился механиком высшей квалификации, но на самом деле до конца жизни продолжал заниматься наукой и экспериментальной музыкой.