unsplash.com
Лингвист Алан Ченки о том, что такое когнитивная метафора, как она формирует новую реальность и почему мы говорим аналогиями
Когнитивная (концептуальная) метафора — часто по-английски говорят conceptual metaphor — как термин появилась в 1980 году, когда Джордж Лакофф и Марк Джонсон написали «Метафоры, которыми мы живем».
Какие-то метафоры мы уже знаем, какие-то придумываем сами. Уже по этому признаку их можно классифицировать. Есть, например, метафоры к ориентации, когда путь наверх мы воспринимаем как что-то положительное, а путь вниз — отрицательное. То же самое можно применить к движению вперед и назад. Встречается также сравнение всей жизни с путем. Другой яркой метафорой является равновесие, когда имеем в виду психическое состояние или сохранение какой-либо абстрактной стабильности. Еще одна категория — когда мы создаем метафоры, придумываем их. Например, сравниваем политические отношения государства с семьей. Даже если никто так раньше не говорил, но мы понимаем, как устроена семья, то можем переносить это значение в политику и понимать, о чем идет речь.
Существуют концептуальные метафоры, которые похожи для нескольких европейских языков. Как я уже упоминал, метафоры направления: вверх и вниз, вперед и назад. Другой пример: когда нам трудно, мы сравниваем это с тяжелой ношей. Такие метафоры бывший аспирант Лакоффа, Джозеф Грейди, называл первичными (primary metaphors). Они объясняются тем, что у людей есть совпадающий опыт. То есть если я ношу что-то очень тяжелое, тогда и мне, и другим людям трудно почти независимо от культуры. Есть другие метафоры, которые сильнее связаны с определенной культурой. Я живу в Голландии, где много воды, поэтому метафоры часто с ней связаны. В России же они чаще связаны с другими явлениями природы («как снег на голову»).
Слова не единственный способ выразить метафору. Например, ее можно изображать жестами или рисунками на бумаге. Даже технические рисунки могут быть визуальными метафорами: в математике достаточно часто можно увидеть упрощенные новые формы, с помощью которых легче понять рисунок.
Хотя часто бывает, что метафора в виде изображения, будь то реклама или искусство, сложнее для понимания, потому что язык — это система, где, условно говоря, есть соглашение о том, что значит то или иное слово, мы можем посмотреть его в словаре, в то время как изображения шире варьируются по отношению к возможным интерпретациям.
Значения метафоры неисчерпаемы. В зависимости от контекста мы можем понимать ее по-разному. Например, корабль в океане может иметь политическое значение, как страна идет дальше, или личное значение — жизненный путь человека, а возможно, речь вообще идет о команде. Ясно, что контекст употребления метафоры критически важен для ее интерпретации.
Метафора может давать нам новые знания и отвечать на исходные вопросы. Скажем, во многих странах стоит вопрос большого числа эмигрантов, и есть некоторые политики, которые говорят, что это как волна — волна людей. Тогда нам надо построить стену, чтобы вода не пришла. Может быть, это не самое хорошее решение вопроса, но суть в том, что поиск решения осуществлялся за пределами исходной проблемы. Так, Дональд Шён написал статью в 1979 году, где сказал, что некоторые метафоры генеративны, они создают новые ответы на вопросы. Он думал о проблемах в городах. То есть если существует какой-то бедный район, то одним вариантом может быть отношение к этому как к болезни (и тогда от нее нужно избавляться, как, например, от злокачественной опухоли), а можно воспринимать это как экосистему. И тогда нужно думать, как помогать людям, которые живут там. Ведь экосистема в том же лесу подразумевает, что все растения и животные так или иначе взаимосвязаны.
Конечно, когнитивная метафора не всегда будет давать ответ на вопрос. Если мы используем ее только для объяснения чего-то и не пытаемся развивать эту мысль дальше, то, очевидно, новых решений она не даст. Частично это зависит от человека, который пользуется метафорами.
Метафора — это необязательно фраза. Есть такие рассказы, которые развивают одну метафору через весь сюжет, то есть аллегория. Например, «Скотный двор» (Animal farm) Дж. Оруэлла — это рассказ о животных и о том, как они решают разные проблемы. Но для многих он о людях и обществе. Конечно, ребенок ее не поймет, однако для взрослого человека она будет заметна. Можно сказать, что метафоры встречаются практически везде, если мы пытаемся их увидеть. И чтобы их заметить и понять, нам нужно поменять способ мышления.
Источник: ПостНаука