#История науки и техники

Представить себе видение мира в ультрафиолете, которым отличаются пчелы, весьма непросто, хотя некоторое представление получить и можно. Надо лишь рассмотреть зрение людей, которые в результате хирургической операции или несчастного случая лишились глазного хрусталика – ведь одна из функций хрусталика — поглощать ультрафиолетовые лучи до того, как они достигнут сетчатки.

Билл Старк, ученый, занимающийся исследованием зрения насекомых в Университете Святого Луиса (штат Миссури, США), в возрасте10 лет в результате несчастного случая лишился хрусталика левого глаза. Он утверждает, что видит ультрафиолетовый свет «беловато-голубым». Но поскольку у него плохо функционирует левый глаз, то Билли не различает специальные узоры на лепестках цветов, которые видят в ультрафиолете пчелы. Такие узоры необходимы цветам, чтобы быть заметными на общем фоне листвы и помогать пчеле найти место для приземления при сборе нектара.

У пчел есть специальные рецепторы для восприятия ультрафиолетовых лучей, которых нет у людей. А вот человек с удаленным хрусталиком воспринимает ультрафиолет с помощью голубых рецепторов, поскольку чувствительность последних позволяет улавливать некоторое количество ультрафиолетовых лучей. Но такой человек не способен почувствовать ультрафиолет в виде какого-либо индивидуального, не свойственного другим людям, цвета.

По своей сложности систему восприятия цвета пчелой можно сравнить со зрением человека, поскольку, как и у людей, у пчел есть всего лишь три цветовых рецептора: один — для восприятия ультрафиолета и еще два — голубой и зеленый. Их можно сравнить с набором рецепторов человека: голубой, зеленый и красный. Это означает, что, если взять фотографию, убрать из нее красный цвет и допустить, что глаз человека вос-принимает ультрафиолет, мы получим приблизительное представление о том, каким видит мир пчела.И хотя зрение пчелы сильно отличается от человеческого, оно не идет ни в какое сравнение со зрением некоторых насекомых и птиц, имеющих четыре, пять или даже шесть цветовых рецепторов. Последние позволяют им воспринимать цвета, которые нам, людям, даже сложно себе представить. Для них трехцветный мир человеческого зрения был бы таким же тусклым, как для нас мир в оттенках серого.