#История науки и техники

Ученый Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ имени М.В.Ломоносова Ольга Сильченко с помощью спектральных исследований выявила две невращающиеся галактики и установила их форму. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy Letters.

«Главный результат работы — обнаружение двух дисковых галактик, которые видимым образом не вращаются. С точки зрения физики, это нонсенс. Плоские круглые диски у галактик имеют такую форму именно потому, что у них есть заметный момент вращения», — говорит автор исследования, руководитель отдела физики эмиссионных звезд и галактик Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук Ольга Сильченко.

В работе использовались спектральные наблюдения с длинной щелью, выполненные на 6-метровом телескопе Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН (пос. Нижний Архыз, республика Карачаево-Черкессия, Россия).

В процессе наблюдательного изучения большой выборки дисковых галактик автор обнаружил два объекта, спектры которых не показывали вращения. Вращение галактики определяется следующим образом: наблюдения дают основания утверждать, что по отношению к центру галактики одна половина галактики удаляется, другая — приближается. В отношении этих двух галактик было проведено расследование, вывод которого состоит в том, что у одной из них, NGC 502, диск существенно не круглый. Что касается NGC 5485, то ее истинная форма — триаксиальный сфероид.

«Научная ценность работы в том, чтобы показать, как все непросто в мире галактик. Перспективы вполне понятные: надо изучать всё многообразие форм галактик и выяснять, с чем связано происхождение той или иной формы», — комментирует Ольга Сильченко.