#Интересно о науке

Очень многое, чем гордилась советская наука в области изобретений и открытий можно отнести  к открытиям и изобретениям русскими учеными и изобретателями Российской Империи. Может именно поэтому советские идеологи старались предать забвению лучшие умы России. Одним из таких ученых и изобретателей был Павел Дмитриевич Кузьминский. Кто он был? Кто, кроме специалистов, знает сегодня это имя. Немногие, да и то только по его работам и очень скупым строкам энциклопедий.

Павел Дмитриевич Кузьминский (1840 — 1900). В 1864 окончил Морской корпус в Петербурге. С этого времени до выхода в отставку в 1884 служил в русском флоте. Позже, до 1894, работал на Балтийском судостроительном заводе. Труды Кузьминского посвящены вопросам механики корабля, теплотехники, гидромеханики и воздухоплавания. Разработал новую форму судового корпуса с тетраэдровидной подводной частью; построенная в 1881 по его проекту шлюпка показала хорошую маневренность и возможность повышения скорости движения. В 1880—82 совместно с Д. И. Менделеевым занимался исследованием законов вязкого трения. В 1881—84 изобрел и построил гидравлический динамометр. В теплотехнике дал ряд прогрессивных решений: доказал выгодность сжатия рабочей смеси в двигателях внутреннего сгорания (1862); предложил использовать комплексные силовые установки с несколькими рабочими телами как наиболее экономически выгодные (1862); предложил применять в котельных топках пылеугольное топливо (1865). В 1887—92 сконструировал и построил первую в мире газовую реверсивную турбину радиального типа с10 ступенями давления.

В начале девяностых годов Кузьминский построил и опробовал судовую паровую турбину своей конструкции. Она имела исключительно малый удельный вес - всего лишь 15 килограммов на лошадиную силу мощности. Турбина должна была работать на парогазовой смеси, которая получалась в созданной Павлом Дмитриевичем (1894) камере сгорания.

Существует интересный рассказ, достоверность которого не гарантируется: «Фундаментальными в России были исследования морского инженера Павла Дмитриевича Кузьминского. Его «Русолет» предполагалось оснастить первым в мире газопаротурбинным двигателем. Появился этот проект при очень любопытных обстоятельствах. Автор работ по гидромеханике, кораблестроению и теплотехнике Кузьминский в 1886 г. был приглашен в Болгарию на должность главного механика флота. В то время, когда он находился в море, русско-болгарские отношения ухудшились и болгарское правительство потребовало от русских офицеров выехать из страны в трехдневный срок, а царь Александр III объявил, что те, кто не покинет Болгарию в указанный срок, лишатся русского подданства. Кузьминский же ничего об этом, естественно, не знал (радио в те годы еще не было), и, когда он вернулся из плавания, то оказался без подданства. Тогда инженер поселился на острове посреди Дуная, на границе Болгарии с Румынией, и объявил остров независимым государством, а себя — царем “Павлом-Первым и единственным”.

Когда на остров высаживалась болгарская полиция, он прятался на румынской половине, и наоборот. Так Кузьминский прожил на необитаемом острове почти год. Длительное одиночество стимулировало его изобретательскую мысль, и, когда инженера восстановили в русском подданстве, он вернулся в Россию с проектом вертолета».