#Интересно о науке

Сотрудники биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова присоединились к междисциплинарному проекту, основная цель которого — узнать, когда началось освоение территории, на которой был основан древнейший русский город Старая Ладога. Задача, которую предстоит решить учёным МГУ — выяснить, чем занимались люди на месте Старой Ладоги 5000 лет назад, в неолитическое время. Комплексный проект, объединивший специалистов из областей археологии, биологии, экологии и почвоведения, проходит под руководством директора Института истории материальной культуры РАН Владимира Лапшина.

Самые древние города на территории России расположены на Кавказе (Дербент) и в Крыму (Керчь). Однако создавали эти города этносы, не имеющие отношения к современному населению России. Самым древним русским городом считается Старая Ладога: именно сюда согласно «Повести временных лет» в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик, давший начало первой династии русских монархов. 

Точная дата основания города неизвестна. Однако по датировкам брёвен из самых первых славянских построек, обнаруженных на древнем городище, учёные считают, что Старая Ладога была основана не позднее 753 года. «Сам город возник не позже 753 года, но до этого там тоже жили люди. Мы только видим следы их деятельности, а что они там делали, когда они там появились и кем они были, мы пока не знаем, — поясняет доцент кафедры экологии и географии растений МГУ Екатерина Ершова. — Непосредственно под культурным слоем города Старая Ладога лежит почва, несущая в себе следы очень интенсивного хозяйственного воздействия (пахотные горизонты и следы выпаса скота). Но пока мы не имеем датировок этого слоя: может это было за несколько десятилетий до основания города, а может — и за несколько столетий до этого».

«Первое, что мы хотим сделать, — датировать начало этого сельскохозяйственного воздействия с помощью естественно-научных методов, а именно AMS-радиоуглеродного метода, почвенного, стратиграфического… Во-вторых, когда мы будем иметь даты, мы планируем связать их с известными археологическими данными о том, какие культуры населяли этот регион, откуда они могли прийти и как они связаны с последующей историей региона, — продолжает Екатерина Ершова. — Сейчас мы отобрали торфа не с территории города, а из пойменного болота близ речки, впадающего в Волхов. Это позволит реконструировать растительность, окружавшую древний город, не по культурному слою, который, очевидно, сильно изменён человеком, а по ненарушенным торфяным отложениям. У нас есть шанс увидеть, как растительность холма, на котором стоял древний город и предшествующие ему поселения, отличалась от окружающей. Но только шанс».

В ходе недавних исследований коллектив специалистов руководством Владимира Лапшина обнаружил под средневековым культурным слоем и отложениями ладожской трансгрессии культурный слой неолитического времени. Проанализировав этот слой, учёные могут понять, как жили люди в неолите на берегу древнего Ладожского озера 5 тысяч лет назад. Вероятно, они занимались охотой и рыболовством. Но возможно, что вопреки устоявшейся в истории и археологии точке зрения, неолитические поселенцы знали и земледелие. Если учёным удастся найти следы подсеки или распашки, пыльцу культурных растений в отложениях или погребенных почвах и по радиоуглеродным датировкам связать их с неолитическим временем, то это будут свидетельства самого раннего земледелия в нечерноземной полосе России.

«Наш главный интерес — представить себе, как выглядела место на берегу озера Ладога до того, как там основали древний город. Почему древние славяне выбрали это место, чем оно отличалось от других, какие там росли леса, как выглядели берега Ладожского озера, и кто жил на этом месте до славян. То есть, как говорит директор Института истории материальной культуры РАН Владимир Лапшин, нас интересует “Ладога до Ладоги”», — заключает Екатерина Ершова. 

По материалам Пресс-службы МГУ