#Интересно о науке

Древнейшее изображение двугорбого верблюда открыто в Каповой пещере (Южный Урал). Возраст изображения предварительно оценивается в интервале от 14 500 до 37 700 лет, однако и в то время на Южном Урале не водились верблюды. Находка подтверждает мнение исследователей, что в верхнем палеолите художники могли мигрировать на дальние расстояния.

 

Вход в Капову пещеру (Южный Урал, Башкирия). Фото В. Житенева
В Каповой пещере (Шульган-Таш) открыт уникальный рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём. Уникальную находку обнаружил известный специалист-реставратор из Андорры Эдуаль Гийаме, которого пригласили органами охраны памятников Башкирии, чтобы удалить из пещеры граффити туристов.

 

«Расчищенный на известном с конца 1970-х гг. полихромном панно “Лошади и Знаки” рисунок верблюда не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры. И вероятно, теперь, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала», — прокомментировал Владислав Житенёв, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, возглавляющий научное изучение Каповой и Игнатьевской пещер.

«Возраст рисунков на этом панно точно пока не может быть установлен, но результаты уран-ториевого анализа кальцитовых натеков, на которых сделан рисунок и которые его перекрывают, показывают однозначно верхнепалеолитический возраст интервала времени, в который и был нанесён рисунок не ранее 37 700 лет назад, но и не позднее 14 500 лет назад. В раскопах Каповой пещеры датирована пока только верхняя пачка отложений со следами деятельности палеолитических художников, проходившей там около 17 000 – 19 000 лет назад», — заключил учёный.

 

Панно «Лошади и знаки» в процессе расчистки. Фото О. Червяцовой
Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере демонстрируют, что традиции организации подземных святилищ верхнего палеолита произошли из Франко-Кантабрии. Однако на таком расстоянии от основного европейского региона распространения памятников с настенными изображениями неизбежно возникали и локальные особенности в развитии изобразительных традиций. Изображение верблюда известно в монгольской пещере Хойд Цэнхэр, настенные изображения которой многие исследователи относят к эпохи верхнего палеолита. Однако стиль некоторых изображений резко отличается от стиля европейских пещерных изображений, в т.ч. и рисунков Каповой пещеры.

 

Тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в Ледниковом периоде, рисовали не только распространённые в пещерах Европы образы лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, но и представителей местной фауны, говорит о достаточно долгом развитии традиции пещерного искусства в регионе. Это подтверждает и анализ каменных орудий.

«Очень важно, что этот верблюд замечательно подтверждает теорию о Волжско-Каспийском направлении связей людей, организовавших святилище в Каповой пещере. Раньше это направление обосновывалось использованием украшений из ископаемых раковин, принесенных из Прикаспийского региона. Это направление очень интересно с точки зрения возможного пути распространения традиций создания пещерных святилищ с настенными изображениями, если вспомнить о карпатских пещерах с настенными изображениями Ледникового периода, — рассказал Владислав Житенёв. — Не менее важно, чем открытие фигуры верблюда и то, что расчищены фрагменты ещё одного рисунка животного, по-видимому, мамонта. На среднем этаже пещеры это первый хорошо сохранившийся рисунок мохнатого гиганта из Ледникового периода. Проведенная расчистка новых рисунков из-под кальцита подтвердила теорию о значительном сходстве основной структуры изобразительных панно с ведущими образами лошадей и большими геометрическими знаками, в которых можно предположить изображения животных. Сходство вертикального и горизонтального расположения фигур (вернее, явных композиций) свидетельствует о глубокой взаимосвязи между идеями, выраженными палеолитическими художниками на панно, расположенными на двух разных этажах. Верхний и средний этажи соединены вертикальным колодцем, высота которого 13 м».

Специалисты МГУ продолжат научное изучение палеолитического искусства Каповой и Игнатьевской пещер в декабре. Зимой стены подземных залов и галерей гораздо суше, чем летом, что позволяет выявлять мельчайшие детали рисунков. Также будет продолжен мониторинг состояния настенных изображений в совместном проекте со специалистами природного заповедника «Шульган-Таш» в изучении динамических факторов подземной среды на геохимические процессы, связанные с деструкцией рисунков.

Капова пещера расположена в 400 километрах от Уфы, на берегу реки Белая в природном заповеднике «Шульган-Таш» в Башкирии. Эта пещера представляет собой один из наиболее известных памятников с монументальной палеолитической живописью в Европе. Среди представленных образов на стенах можно встретить шерстистого носорога, бизона, лошади и мамонта. Рисунки на стенах пещеры были созданы около 17 000 – 19 000 лет тому назад. Особый интерес представляет достаточно редко встречающиеся в Европе фигуры рыбы и зооантропоморфа (существа, сочетающего в себе черты человека и животного).

Основной массив изображений Каповой пещеры составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стёртых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения. Некоторые из найденных следов изобразительной деятельности представляют собой линии, проведённые пальцем, отпечатки пальца и, возможно, нижней части ладони. На ряде панно выявлены остатки намеренно стёртых изображений, поверх которых палеолитический художник нарисовал новые фигуры животных и знаки.

 

Фото: Панно «Лошади и знаки» до расчистки 2017 г. Фото В. Житенева