#Интересно о науке

Чемпионат среди роботов — это своего рода ежегодный смотр достижений искусственного разума. Одни машины будут играть в футбол, другие — изображать спасателей во время землетрясения

Каждый год проходят чемпионаты по футболу среди роботов. Пуб­лика умиляется: ах, какие ум­ненькие машинки, как они забавно пинают мячик… Но если в шахматах компьютер способен положить на лопатки человека-гроссмейстера, то со сборной людей, согласно оптимистическому прогнозу, роботы смогут сыграть не раньше 2050 года.

Мы привыкли считать футболистов туповатыми парнями, однако, чтобы имитировать работу их мозга, нужно во много раз больше «искусственного интеллекта», чем для состязаний с высоколобым Каспаровым (имеются в виду именно шахматы, а не дискуссии о будущем России).

 
 

Мы попросили прокомментировать этот парадокс генерального конструктора компании «Умник» Виктора Артюхова. Он занимается разработкой систем искусственного интеллекта и, в частности, создавал «мозги» для одной из российских команд роботов-фут­бо­листов. Виктор Артюхов сказал: «Шахматный компьютер «думает» радикально отлично от человека и побеждает скорее своей вычислительной мощностью, чем «умом». При этом мне лично не известен ни один шахматный компьютер, который был бы способен управлять хотя бы мухой».

  Фото: Reuters; AFP/East News; airliners.net
Фото: Reuters; AFP/East News; airliners.net

— При чем здесь муха?! — удивился журналист «РР».

— Управление мухой — это пример неформализованной задачи, — пояснил Виктор Артюхов. — Ее невозможно описать стройной и логически завершенной программой. Так как мир, окружающий муху, непрерывно изменяется, программа должна изменяться вместе с ним. Мухе нужно адекватно реагировать на совершенно разные малознакомые объекты, находя в них известные ей признаки».

Примерно о тех же проблемах говорит и «тренер» другой российской сборной роботов, сотрудник НИИ механики МГУ Виктор Пахомов: «Каждое мгновение футболисту надо оценивать ситуацию и принимать решения. Такая задача из области искусственного интеллекта пока считается более сложной, чем игра с чемпионами мира по шахматам. Для ее решения используется сочетание разных методов — обучаемые нейронные сети, экспертные системы, алгоритмы. Но до успеха пока далеко».

Еще одна трудность — научить машину по-настоящему играть в команде. По словам Пахомова, пока что самые продвинутые программы обеспечивают взаимодействие максимум трех роботов. Остальные члены команды работают по простым заданным алгоритмам. На подхвате.

  Фото: Reuters; AFP/East News; airliners.net
Фото: Reuters; AFP/East News; airliners.net

Грядущее состязание роботов-футболистов с людьми — это лишь внешняя, «рекламная» цель. В пресс-релизе организаторов RoboCup подчеркивается: «Хотя наш чемпионат стал источником развлечения для тысяч  зрителей, серьезные задачи лежат вне футбольного поля. Футбол используется как типовая проблема робототехники и искусственного интеллекта, которая позволяет сравнивать результаты различных исследований».

Роботы-футболисты способны продвинуть технологии в самых разных областях — от медицины до вооружения. Например, согласно военной доктрине США, с каждым годом все больше американских самолетов будет летать в беспилотном режиме. Ожидается, что к 2025 году самолеты-роботы составят 90% военно-воздушных сил Америки. «Самостоятельность» обретут не только разведчики, но и боевые машины.

Многое в работе роботов-футбо­листов очень похоже на управление беспилотным самолетом.

Более того, нередко команды роботов-футболистов и «начинку» для боевой техники разрабатывают одни и те же университеты и лаборатории.

По мнению некоторых аналитиков, именно «интеллектуальные» самолеты и прочая «самостоятельная» техника могут стать стратегическим преимуществом армии США в глобальных и локальных вой­нах. А вы говорите — футбол…