#Интересно о науке

«Кот Шрёдингера» выбрал самый научный снимок на фестивале «Золотая черепаха» 

Фотоискусство, живопись, кино, литература время от времени переживают кризис идей и страдают от вторичности. Но есть область творчества, в ко- торой всегда можно совершить настоящее открытие,—наука. Этой мыслью и руководствовался «Кот Шрё- дингера», когда учреждал спецноминацию на между- народном фестивале «Золотая черепаха». Из огромного числа снимков дикой природы, присланных натуралиста- ми со всего мира, мы выбрали не просто красивый и про- фессиональный. 

Нашей целью была фотография, которая может подогреть интерес к науке и убедить, что учёные и по сей день как Ко- лумбы — путешествуют по неизведанным местам и находят то, чего ещё никто не видел. 

Для «КШ» таким снимком стала работа под названием «Зов отца» (Father calling) индийского фотографа Арсалая Картика Сундарама. 

 

Запечатлеть, пока не исчезли   

Обнаружен вид Nyctibatrachus humayuni был довольно давно, однако в силу неуловимости мало изучен. Но прошлым летом мир облетела сен- сационная новость: исследуя поведение бомбейской ночной лягушки, учёные из Делийского университета открыли новый способ амплексуса (оплодотворения икринок у бесхвостых земноводных, к которым отно- сятся все лягушки и жабы). 

Никто и предположить не мог, что земноводные в этом деле могут чем-то удивить. Долгое время считалось, что в лягушачьей камасутре лишь шесть позиций и во всех шести самец тесно контактирует с самкой: либо обхватывает её передними лапами, либо приклеивает- ся к спине, либо поворачивается к ней задом так, чтобы соприкасались клоаки. Недавно открытая седьмая поза называется «спинная посадка» (dorsal straddle): самец держится за лист или ветку дерева и выпускает семен- ную жидкость на спину партнёрше, мечущей икру. Статья об этом исследовании, опубликованная в июне 2016 года в журнале PeerJ, настолько вдохновила фотографа Арсалая Картика Сундарама, что он отправился в непролазный лес в сезон дождей, чтобы своими глазами увидеть необычных лягушек.


[КОТ ШРЁДИНГЕРА] Сложно было отыскать эту амфибию в ночном тропическом лесу? 

[АРСАЛАЙ КАРТИК СУНДАРАМ] Было непросто её дождаться. Как только я прочёл статью об уникальном половом поведении, стал выяснять, в каких конкретно лесных районах обитает бомбейская ночная лягушка. Вычислить координаты помог мой друг Випин, он тоже фотограф. Мы отправились в экспедицию. Двое суток провели в засаде. Первая ночь была провальной: никто так и не появился. Мы, конечно, переживали, что потратим время впустую. Из-за бесконечного дождя видимость была почти нулевая, а когда ливень всё-таки прекращался, поднимался густой туман. Ещё мы боялись, что испортим фотокамеры. Но на следующую ночь нам повезло: мы смогли отследить самца и сделать несколько волшебных кадров. 

[КШ] Удалось извлечь что-то ещё из этой экспедиции? 

[АКС] Да, разумеется! Мы обнаружили около десятка но- вых видов животных — эндемиков Западных Гат. Эта местность населена огромным количеством удиви- тельных насекомых и земноводных, которых никто никогда не изучал. Мы даже не догадываемся, кто ещё там может обитать. 

[КШ] Вы снимаете дикую природу около десяти лет, в основном амфибий: лягушек и жаб. Чем они вас привлекают?

[АКС] Многие думают, что самые интересные живот- ные в Индии — это птицы и млекопитающие. А я считаю, что у нас в стране живут одни из самых красивых лягушек. К тому же земноводные очень чувствительны к климатическим изменениям: популяции некоторых видов находятся на грани исчезновения или вовсе вымирают ещё до того, как их обнаружат и опишут учёные. Меня это тревожит. Я состою в общественной организации «Группа сохранения дикой природы Бангалора» и давно решил, что моя миссия — находить и доку- ментировать существование этих крошечных созданий прежде, чем они исчезнут с лица земли.

[КШ] Вы много времени проводите в диких условиях — не боитесь нарваться на опасное животное, например ядовитую змею?
[АКС] Змей я не боюсь, люблю их и часто фотографирую. В индийских лесах нужно бояться диких слонов, больших кошек или медведя губача.

[КШ] Когда-нибудь с ними встречались?
[АКС] Однажды во время очередной вылазки для съём- ки ночных животных мы с другом заметили, как в кустах сверкнули два глаза. Мы впали в ступор. Кусты зашуршали — несколько прыжков, и глаза уже совсем близко. Оказалось, что это одно из самых безобидных млекопитающих — пятнистый канчиль, или индийский оленёк. Он поглядел на нас несколько секунд и скрылся. Но чувства, которые мы испытали, когда только увидели взгляд издали, не описать. Мы были уверены, что вот-вот погибнем в схватке с леопардом. Обошлось. Пока большие хищники так близко не попадались. 

[КШ] Как вы думаете, ваши снимки и работы других фо- тографов-натуралистов могут чему-то научить людей?

[АКС] Надеюсь на это. Мне кажется, рассматривая фотографии, некоторые проникаются идеей, что жизнь любой твари, живущей на Земле, так же ценна, как и человеческая. 

Также, знаете, долго наблюдая за лягушками, я пришёл к мысли, что они бывают человечнее людей. Например, чтобы отложить икру, они ждут идеальных условий: стабильных дождей, нужного уровня влажности — потомство должно получить всё необходимое для выживания. Если лягушки не могут гарантировать базовую безопасность будущим детям, они не размножаются совсем. К сожалению, люди не всегда так заботятся о своих отпрысках — часто бросают их, не думают о будущем. Хотелось бы, чтобы мы планировали жизнь не ху- же, чем лягушки. 

[КШ] В какой стране, кроме Индии, вам хотелось бы по- снимать животных, и кого именно?
[АКС] Меня очень интересуют Мадагаскар и Эквадор. Там тоже очень красивые лягушки. 

Имена первых 

АВТОРЫ И РАБОТЫ, СТАВШИЕ ЛУЧШИМИ ИЗ ЛУЧШИХ В 2017 ГОДУ 

Номинация

Автор (страна)

Название работы

НАПРАВЛЕНИЕ «ФОТО»

Подводный мир

Крейг Перри (Австралия)

«Призрак»

Искусство и образ природы

Цаба Дароци (Венгрия)

«Два леса»

Микромир

Цаба Гонье (Венгрия)

«Комариные грибы»

Поведение животного

Эрленд Хааберг (Норвегия)

«Снежная потасовка»

Гармония жизни

Франсуа Новицки (Франция)

«Олень на холме»

Человек и природа

Натан Ливартовски (Франция)

«Парижский павлин»

Портрет животного

Викторас Дубинскас (Литва)

«Лев в тумане»

Пейзаж

Владимир Войчук (Россия)

«Огненное дыхание планеты»

Новые технологии в фотографии дикой природы

Максим Тарасов (Россия)

«Зима наступает»

НАПРАВЛЕНИЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Графика: животное в природе

Андреа Брун (Италия)

«Призрак деревьев — воробьиный сыч»

Графика: портрет животного

Елена Колотуша (Австралия)

«Мыслитель»

Живопись: животное в природе

Луис Сожорб (Испания)

«Страж горы»

Живопись: портрет животного

Ханс Кристофер Каппель (Германия)

«Спящий фенек»

НАПРАВЛЕНИЕ «ДИЗАЙН»

Плакат: сохранение дикой природы

Эрик Джинард (Куба)

«Ловушка для бабочки»

Плакат: экологические проблемы

Мариано Серрелла (Аргентина)

«Электронные отходы»

Плакат: серия

Пен-Куэей Ксяо (о. Тайвань, КНР)

«Жертвы потепления»