#Интересно о науке
Тэги: 

«Медный свиток» —  одна из знаменитых кумранских рукописей, но это не литературное произведение, а список мест, в которых как будто бы сокрыты различные предметы из золота и серебра.

20 марта 1953 года в третьей пещере Кумрана археологи обнаружили два медных свитка, которые были переданы в Иерусалимский музей. Служившая основой для рукописей практически чистая медь сильно окислилась, свитки стали хрупкими и выставлялись в свёрнутом виде.

В сентябре 1953 года Иерусалим посетил геттингенский профессор Карл Георг Кун, предполагавший заняться изучением связи рукописей общины с иранской религией, но увидев Медный список загорелся идеей его расшифровки. Однако, состояние рукописей было таково, что даже учёному не было позволено не только разворачивать свитки, но даже и дотрагиваться до них. Поверхностные исследования позволили прочитать несколько словосочетаний и сделать некоторые предположения об их содержимом.

Весной 1955 года член комиссии по исследованию медных свитков Джон Аллегро убедил директора музея Хардинга предать свитки исследованиям, пусть и с частичным разрушением. 13 июля 1955 года Хардинг передал доктору Манчестерского технологического колледжа Боудену меньший свиток.

Перевод первого свитка был закончен уже осенью 1955 года, а 2 января 1956 года в Манчестер прибыл второй, больший свиток. После окончания работы все полосы были отправлены обратно в Иерусалим.

Часть кумранского медного свитка

Содержание свитка

Свиток содержит около трёх тысяч букв. Язык, на котором была написана рукопись, уже отошел от классического древнееврейского языка Библии и был близок к древнееврейскому языку II века.

«Медный свиток» представляет список мест, в которых якобы сокрыты различные предметы из золота и серебра. Типичные записи в рукописи выглядели следующим образом:

В большой цистерне, что находится во дворе колонного зала, в углублении напротив двери, в углу, спрятано девятьсот талантов.
В цистерне под стеной с восточной стороны — шестьсот серебряных слитков.
В южном углу колонного зала у могилы Цадока и под колонной в зале собраний — еловый сосуд для благовоний и такой же сосуд из дерева кассии.

Согласно списку, спрятанные в окрестностях Иерусалима и Западной Палестины сокровища составляли колоссальную сумму — около четырёх тысяч центнеров золота и серебра (золота — 1280 талантов (талант - это примерно пуд веса), золота и серебра (без дифференциации) — 3282 таланта, слитков золота — 65, кувшинов с серебром — 608, золотых и серебряных сосудов — 619), причём из-за коррозии медных свитков сведения о некоторых кладах так и не удалось дешифровать.

Столбец 10-й одного из медных свитков содержал такую фразу:

На соседнем участке с северной стороны в пещере с выходом на север, у входа в которую расположены могилы, имеется копия с объяснением, размерами и всеми подробностями.

Гипотезы

На 2012 год нет данных об обнаруженных кладах, которые можно сопоставить с указанными в «Медном свитке», однако сам текст породил массу научных и ненаучных теорий.

Профессор Сигмунд Мовинкель (Норвегия)       писал:

Ессеи кумранской общины не могли владеть такими огромными ценностями. Прежде всего против этого свидетельствует упоминание о сосудах с драгоценными благовониями, потому что законы иудеев запрещали употребление благовоний вне храма. Следовательно, в этой описи речь может идти лишь о сокровищах храма Соломона, который был сожжен завоевателями в 587 г. до н. э. Но скорее всего медный свиток является апокрифом, в котором чисто гипотетически обсуждается возможность сокрытия сокровищ. Это эсхатологический документ, лишенный какого-либо практического значения.

Наиболее приемлемым казалось предположение, что в «Медном свитке» речь шла о спасённых и спрятанных сокровищах храма перед тем, как в 70 году Тит Флавий Веспасиан захватил и разрушил Иерусалим. Однако и эта версия вызывала много возражений, например, парижский профессор Дюпон-Соммер считал, что трудно себе представить, чтобы известная строгими воззрениями кумранская община стала прятать сокровища Иерусалимского храма.