#Интересно о науке

В Государственном историческом музее в Москве хранится одна из древнейших записей праздничного богослужебного канона на Рождество Христово. Он уникален не только своею древностью, но и использованием при его создании первой славянской азбуки — глаголицы. Фрагмент этой древней пергаменной рукописи был выявлен еще в начале ХХ века, однако, до появления новейших технологий прочесть его было практически невозможно: в конце XIV века текст был смыт для того, чтобы эти листы пергамена можно было использовать вторично. Поверх практически невидимых глаголических букв был написан другой богослужебный текст, который был более актуален для выполнившего его писца.

Если невидимый глазу ультрафиолет отражают биологические материалы (папирус, пергамен, бумага) и некоторые минералы, содержащиеся в пигментах чернил и красок, то они могут светиться разным цветом и «проявиться» в видимом диапазоне. Напротив, инфракрасное излучение с более длинной волной проникает вглубь материала, причем в разных диапазонах степень этого проникновения отличается. Это дает возможность разделить разные чернила и по химическому составу, и по тому, насколько глубоко они проникли в пергамен или бумагу. Наконец, сила нажима на перо разными писцами различна, поэтому глубина продавливания также является признаком, который может помочь восстановить оригинальный текст. Для этого необходима последующая специальная программная обработка оцифрованного материала, полученного в разных световых диапазонах.

Разработанную учеными из Рочестерского технологического института (США) технологию такой мультиспектральной фотосъемки адаптировали и использовали для прочтения рукописи специалисты Института космических исследований РАН.

После фотосъемки они обработали полученные изображения с помощью различных математических методов: попиксельное совмещение и канонический вариационный анализ смытого текста. Последний позволил «разнести» оставшиеся пиксели мультиспектрального изображения по трем классам (новый текст, смытый древний текст и фон), максимально используя информацию о спектральных свойствах известных пикселей. Выбор материала обучения для вариационного анализа производился вручную с помощью интерактивной программы, в которой эксперт выбирал на изображении страницы палимпсеста пиксели, принадлежащие одному из трех классов. На окончательном этапе визуализации угасшего текста строилось новое цветное изображение.

 

 

Источник: Дайджест РНФ