#Интересно о науке

Когда-то наши первобытные предки-охотники относились к животным как к равным, даже учились у них. А вот сегодняшние горожане часто сильно недооценивают животных. Но в последнее время учёные узнали много нового о способностях зверей и птиц.

Для начала ответь на несколько вопросов:

Может ли слон узнать себя в зеркале? А ворона?
Используют ли обезьяны инструменты и оружие? А медведи?
Трудно ли отличить картины, нарисованные шимпанзе из зоопарка, от картин великих художников?
Умеют ли обезьяны смеяться? А крысы умеют?
Может ли горилла освоить пару десятков слов человеческого языка? А пару тысяч?
Способны ли звери к сочувствию? А любить они могут? 

Удивительно, но правильный ответ на все эти вопросы — «да». Не веришь? Сейчас мы вместе с учёными предъявим доказательства!

Все знают, что человек произошёл от обезьяны. Некоторым такое родство, правда, не нравится. Придётся огорчить их ещё больше: мы не только произошли от обезьян, но и сейчас полноправные члены большой семьи обезьян, или, как их называют учёные, приматов. Ну ладно, давай теперь утешим тех, кому обидно за людей. Кое в чём они правы: всё-таки люди очень сильно отличаются не только от других приматов, но и вообще от всех других животных. Вот только чем именно?

Что так сильно отличает человека от животных? 

Оказывается, ответить на этот вопрос непросто. Вот несколько самых распространённых ответов:
1. Только люди используют инструменты, орудия труда.
2. Только люди способны творить.
3. Только люди умеют смеяться.
4. Только люди способны на добрые поступки и сочувствие.
5. Только у людей есть ощущение своего «я», самосознание.
6. Только люди разумны, потому что умеют говорить. 

Давай вместе с учёными проверим каждый из ответов — вдруг и животные могут что-то из этого

Инструменты в хоботе, пасти и клюве

КОГДА-ТО ИМЕННО ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СЧИТАЛОСЬ УНИКАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ ЧЕЛОВЕКА. НО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО:

Слоны отгоняют ветками мух, а если сломанная ветка слишком велика, они кладут её на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера.

Медведи способны сбивать плоды с деревьев при помощи палок.

Сычи собирают какашки млекопитающих и раскладывают их вокруг своих гнёзд, чтобы приманить жуков-навозников.

Некоторые грызуны используют камешки для разрыхления и отгребания почвы при рытье нор.

Морские выдры отдирают прикрепившихся к скалам моллюсков при помощи крупных камней — «молотков». А другие, менее крупные камни используют для разбивания раковин: лёжа на спине на поверхности воды, зверь кладёт камень-наковальню на грудь и колотит по нему раковиной.

Некоторые цапли бросают в воду предметы (перья, личинки насекомых), чтобы приманить рыб. Семейство цапель в морском аквариуме Майами научилось приманивать рыб кормом, который птицы воровали у сотрудников.

Но всё-таки самые талантливые «технари» среди животных — приматы. Многие обезьяны разбивают камнями орехи, вытирают листьями грязные фрукты, извлекают насекомых из щелей при помощи острых палочек, бросают камни во врагов.

Над чем смеются звери

Человеческий смех — сигнал, что сказанное или происходящее не стоит принимать всерьёз. У обезьян так же: их смех означает, что они играют, нападают друг на друга не всерьёз. «Не кусай меня больно, ведь это только игра». Сигнал очень важный: если кто-то примет шутливое нападение за настоящее, это может стоить шутнику жизни. Наш смех развился из этого сигнала о несерьёзности нападения, но его значение расширилось: теперь это сигнал об игровом нарушении любого правила, которое мы усвоили.

Смеются, кстати, не только обезьяны. Недавно учёные составили список из 65 видов животных, которые умеют смеяться. Нет, они не произносят «ха-ха», но используют звуки, чтобы показать, что нападают понарошку. Это может быть мурлыканье, свист, чмоканье, хрюканье или даже неслышный для нас ультразвуковой писк, который издают крысы. Почти все смеющиеся животные из списка — звери, от грызунов до хищников. Но есть и три вида птиц: два вида попугаев и австралийские сороки. Это не значит, что другие птицы не смеются, просто только у этих трёх видов смех подробно изучили.

Лапки творчеству не помеха

Несколько лет назад в одном московском музее прохо- дила выставка картин, нарисованных человекообразными обезьянами. Картины привезла приматолог (как думаешь, кто это?) Марина Ванчатова из города Праги — там в зоопарке она много лет изучает творчество шим- панзе, горилл и орангутанов. По её словам, обезьяны творят играючи — их, как и детей, радует сам процесс. Они не пытаются изобразить предметы, зато не лишены чувства стиля. Картины обезьян — яркая, выразительная, пробуждающая воображение мазня. Так рисуют малыши — и многие художники. На выставке проводился тест: зрители должны были отличить обезьяньи шедевры от картин знаменитых художников, каждая из которых стоит миллионы долларов. Оказалось, это под силу лишь одному зрителю из трёх.

Кто пройдёт зеркальный тест?

Как понять, осознаёт ли зверь, что он — это он? Учёные пытаются выяснить это с помощью зеркального теста. На лоб спящего животного наносится метка краской без запаха, её можно только увидеть — в зеркале. Некоторые животные, глядя на своё отражение, явно понимают, что метка расположена у них на теле, а не у странного зверя в зазер- калье. Они трогают метку лапой, глядя в зеркало, поворачиваются так, чтобы лучше её разглядеть. Эксперименты показали, что люди начинают узнавать себя в зеркале лишь с полутора лет. Из животных зеркальный тест способны пройти все человекообразные обезьяны (это наши самые близкие родственники: шимпанзе, гориллы и орангутаны), слоны, дельфины и косатки, сороки и вороны. А вот собаки, кошки и попугаи — нет.

Зверское сострадание

Давай прочитаем отрывок из книги знаменитого исследователя обезьян Франса де Вааля. 

Старая самка Пеони живёт вместе с другими шимпанзе в открытом вольере. Когда из-за болезни у неё возникают проблемы с ходьбой и лазаньем, ей всегда готовы помочь другие самки. Пыхтя и отдуваясь, старушка медленно взбирается на помост, а самка помоложе (даже не родственница) терпеливо лезет вслед за ней, с силой подталкивая вверх руками её объёмистый зад. Нам случалось также наблюдать, как Пеони с трудом поднимается и медленно ковыляет к крану с водой, расположенному довольно далеко. Иногда более молодые самки обгоняют её, набирают в рот воду, а затем воз- вращаются и поят старушку: Пеони с готовностью открывает рот пошире, а молодая самка переливает ей прямо туда струю воды. Шимпанзе утешают расстроенных друзей объятиями и поцелуями — мы видели тысячи таких случаев. И не только обезьяны сочувствуют друг другу, но и собаки, слоны, даже грызуны. Звери вообще чувствительны к эмоциям друг друга и всегда реагируют на тех сородичей, кто нуждается в поддержке. Именно поэтому человек так часто приводит в свой дом пушистых плотоядных, а не, скажем, игуан или че- репах. Они любят нас и нуждаются в ответных чувствах, они отзываются на наше настроение так же, как мы отзываемся на их эмоции.

Как сделать из обезьяны человека

Человекообразных обезьян нельзя научить чело- веческой речи, но не из-за недостатка ума, а из-за неподходящего устройства гортани (это орган внутри шеи, при помощи которого мы произносим звуки). Зато их можно обучить языку жестов, которым пользуются глухонемые. В этом языке каждый жест — это целое слово. Первым говорящим животным стала шимпанзе по имени Уошо, которую супруги-психологи воспитывали как своего ребёнка. Уошо не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приёмные родители, но и задавала вопросы, отпускала коммента- рии по любому поводу и сама заговаривала с людьми. Первым её «словом» стало «ещё!»: ещё пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За три года Уошо освоила 130 слов языка глухонемых и научилась объединять их в простые предложения.

Вот, например, Уошо пристаёт к гостю, чтобы он дал ей трубку, которую курит: она показывает «дай мне дым», потом «дым Уошо», потом «быстро дай дым». На это гость отвечает: «Попроси вежливо», и Уошо говорит: «Пожалуйста, дай мне горячий дым». Впрочем, трубку ей так и не дали. Легко дались шимпанзе и такие, каза- лось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из сотрудников, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться — дело совсем не простое! Уошо смогла употребить слово «грязный» в переносном смысле, обобщить, то есть распространить значение слова на людей вполне чистых, просто нехо- роших, по её мнению. А ведь на этой способности обобщать с помощью слов строится вся знаменитая челове- ческая разумность! Оказалось, Уошо обобщает не хуже, чем дети, начинающие овладевать языком. Одно из первых выученных ею слов-знаков «открой!» Уошо сна- чала применяла, чтобы ей открыли дверь комнаты. Потом стала исполь- зовать его для всех дверей. Потом для ящиков, коробок, бутылок. И наконец чтобы открыть водопроводный кран!

Уошо умела говорить о прошлом и будущем, даже понимала порядок слов в предложении. Например, она отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

А потом на ферму, где жила Уошо, привезли несколько малюток шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. Когда у Уошо родился свой детёныш, он стал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. Люди не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» — поправляет жесты. В итоге образовалось первое сообщество «говорящих» обезьян — семья Уошо. Вскоре выяснилось, что научить языку можно и другие виды человекообразных обезьян. Среди них даже появились суперзвёзды вроде гориллы Коко, которая знала тысячи слов — как некоторые люди.

Так чем же человек отличается от животных?

Мы ещё не рассказали одну очень важную вещь про говорящих обезьян. Многие из них участвовали в простом эксперименте. Обезьяне давали набор фотографий людей и животных, среди которых были её собственное фото. И просили раз- делить изображения на две стопки: люди и животные. Все говорящие обезьяны относили себя к категории «люди». Они вообще не могли общаться с неговорящими животными. Конечно, из-за небольшого мозга их ум очень ограничен, но он вполне человеческий. И наоборот: дети, украденные обезьянами или выращенные волками, как Маугли — такие случаи бывали в реальности, — вели себя как достойные члены волчьей стаи или сообщества бандерлогов. Но не как люди.

Что же получается? Похоже, людей делает такими необычными именно язык — основа нашей культуры. Но человеком разумным нельзя родиться — им становишься постепенно, пока учишь язык и усваиваешь знания. А ещё получается, что человеком может стать и робот, и инопланетянин — если воспитывать его в человеческой семье, как шимпанзе Уошо.